Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Манохина В.В, Серазитдинова Э.Т, с участием помощника судьи Безносюк М.С, представителя командира войсковой части N ФИО11. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-486/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N капитана Штепо Дмитрия Владимировича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии указанной воинской части, связанных с исключением из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях и нерассмотрением рапорта.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Штепо с января 2018 г. проходит военную службу в войсковой части N войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированной в г. Москве. Административный истец, его сын ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы по адресу общежития "адрес", а супруга административного истца - ФИО14. и его сын ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, предоставленном по договору социального найма матери супруги административного истца - ФИО16. С 2015 по 2018 г. административный истец и члены его семьи осуществляли наем жилых помещений в г. Москве и Московской области.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 2 марта 2018 г. N 1-2018 административный истец, его супруга и сыновья были приняты на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
11 февраля 2019 г. Штепо обратился к командиру войсковой части N, в котором просил дать указание начальнику КЭС о постановке его дочери ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р, на жилищный учет, однако какого-либо решения по его рапорту не принято.
Заключением административного расследования от 27 апреля 2019 г. по факту установления сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий жилищной комиссии, осуществившей принятие Штепо и членов его семьи на жилищный учет, предложено рассмотреть на внеочередном заседании жилищной комиссии вопрос правомерности признания административного истца и членов его семьи нуждающимися в получении служебного жилья.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 29 мая 2019 г. N 4-2019, Штепо и члены его семьи: супруга ФИО18, сын ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р, исключены из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда войск национальной гвардии Российской Федерации со ссылкой на то, что Штепо по месту прохождения военной службы обеспечен жилым помещением по адресу: "адрес", принадлежащем ФИО21 (матери супруги административного истца).
Полагая свои права нарушенными, Штепо обратился в суд с административным иском, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом от 29 мая 2019 г. N 4-2019, в части, касающейся исключения его и членов его семьи из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях;
- обязать жилищную комиссию войсковой части N отменить указанное решение и восстановить его и членов его семьи в названном списке;
- признать незаконным и отменить упомянутое выше заключение административного расследования от 27 апреля 2019 г;
- признать незаконным бездействие жилищной комиссии войсковой части N, связанное с несвоевременным рассмотрением вопроса о принятии на жилищный учет в качестве члена семьи военнослужащего его дочери ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и обязать рассмотреть указанный вопрос.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Штепо удовлетворил частично. Суд обязал административных ответчиков отменить решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом от 29 мая 2019 г. N 4-2019, в части, касающейся исключения из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях Штепо и его сына ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и восстановить их в названом списке.
Также, суд обязал командира и жилищную комиссию войсковой части N рассмотреть рапорт Штепо от 11 февраля 2019 г. в установленном законом порядке.
Кроме того, суд взыскал с войсковой части N в пользу Штепо 300 руб. в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В удовлетворении административного искового заявления Штепо в остальной части требований судом отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что жилищной комиссией войсковой части N принято решение об исключении его из списков очередников воинской части, нуждающихся в получении жилых помещений специализированного жилищного фонда, которое не предусмотрено федеральными законами иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В этой связи отмечает, что Жилищным кодексом РФ не предусмотрено оснований для исключения граждан из указанного списка, а содержащиеся в нём основания для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях таковыми не являются.
Акцентирует внимание на том, что оспоренное им решение жилищной комиссии не содержит ссылок на основания снятия с жилищного учета, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ.
Полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворения его требований фактически признает наличие у жилищной комиссии полномочий по принятию решений в отношении членов семьи гражданина вне зависимости от обеспеченности самого гражданина жильем, что не предусмотрено ч. 2 ст. 99 ЖК РФ и противоречит основам Семейного законодательства Российской Федерации.
Утверждает, что суд не исследовал вопрос совместного проживания его сына ФИО24 и супруги с матерью последней - ФИО27 в жилом помещении по адресу: г. "адрес"
По мнению автора жалобы, вывод суда о том, что действующее законодательство связывает вопрос предоставления служебного жилого помещения с наличием у военнослужащего жилого помещения по месту службы или в близлежащем населенном пункте, основан на неправильном толковании закона.
В продолжение жалобы Штепо, ссылаясь на положения ст. 51 ЖК РФ, указывает, что юридически значимым обстоятельством для дела является установление факта обеспеченности жильем административного истца, а не членов его семьи.
Обращает внимание на то, что сам по себе факт регистрации по месту жительства его супруги и сына ФИО28 в квартире гражданки ФИО29, с которой они не ведут совместное хозяйство, не имеет решающего значения для дела и не свидетельствует о раздельном проживании его и указанных членов его семьи.
Отмечает, что судом не учтены разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 1999 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
В заключение жалобы указывает, что ссылка суда на положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ не имеет правового значения для дела и не обосновывает невозможность принятия во внимание имеющегося в материалах дела соглашения от 2 июня 2019 г, согласно которому свое право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" его супруга утратила с момента вступления в брак.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным названным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Пунктами 4, 8 Порядка предоставления военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, федеральным государственным гражданским служащим и работникам войск национальной гвардии Российской Федерации жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденным приказом Росгвардии от 20 мая 2019 г. N 161, определено, что специализированные жилые помещения предоставляются военнослужащим (сотрудникам, гражданским служащим, работникам) в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации), а при отсутствии возможности предоставить специализированные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах с учетом необходимости своевременного прибытия к месту военной службы (службы), работы. Военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в населенном пункте по месту прохождения военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения.
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что предоставление военнослужащему и членам его семьи служебного жилого помещения возможно только в том случае, если они не обеспечены жилыми помещениями по месту службы военнослужащего или в других близлежащих к месту службы населенных пунктах.
В соответствии со ст. 9, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. По общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Установив, что Штепо и его сын ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ г.р, зарегистрированные по адресу общежития "данные изъяты", по месту службы административного истца какими-либо жилыми помещениями не обеспечены, а по рапорту Штепо от 11 февраля 2019 г. по вопросу принятия его дочери ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ г.р, на жилищный учет, какого-либо решения не принято, суд первой инстанции правомерно возложил на административных ответчиков обязанность отменить решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом от 29 мая 2019 г. N 4-2019, в части касающейся исключения Штепо и его сына ФИО32 из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях, а также рассмотреть рапорт административного истца от 11 февраля 2019 г. в установленном законом порядке.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 5 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как видно из материалов дела, супруга административного истца Штепо О.И. с ноября 2002 г, а его сын ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ г. с июля 2015 г. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, предоставленном по договору социального найма матери супруги административного истца - ФИО34 и, таким образом, обеспечены жильем по месту службы административного истца. При этом являлись таковыми они и на момент принятия их на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях в 2018 г.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решением жилищной комиссии войсковой части N, оформленным протоколом от 29 мая 2019 г. N 4-2019, в части исключения супруги Штепо и его сына ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ г.р, из списка нуждающихся в получении служебных жилых помещений, права и законные интересы административного истца не нарушены и правомерно отказал в удовлетворении его требований о признании вышеуказанного решения жилищной комиссии войсковой части N незаконным, возложении на жилищную комиссию обязанности по отмене названного решения в этой части и восстановлению их в названном списке.
Отказу в удовлетворении требования административного истца о признании незаконным и отмене заключения административного расследования от 27 апреля 2019 г. в решении суда первой инстанции дано надлежащее обоснование, оснований не согласиться с которым у судебной коллегии не имеется.
Довод административного истца о том, что его супруга и сын ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ г.р, фактически не проживают в жилом помещении по адресу: "адрес" во внимание принят быть не может, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у них права на проживание в этом жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в силу приведенных выше положений ст. 69 ЖК РФ.
По тем же основаниям не может быть признана состоятельной и ссылка в жалобе на содержание имеющегося в материалах дела соглашения о порядке осуществления права пользования жилым помещением от 2 июня 2019 г, заключенного межу супругой административного истца и ее матерью.
Поскольку, как следует из изложенного выше, супруга административного истца и его сын ФИО37, ДД.ММ.ГГГГ г.р, правом на обеспечение служебным жильем по месту службы Штепо в г. Москве не обладают, в связи с чем они правомерно исключены из списка на предоставление служебных жилых помещений, то обстоятельство, что оспоренное административным истцом решение жилищной комиссии не содержит ссылок на основания снятия с жилищного учета, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ, правового значения для дела не имеет.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесенного судебного постановления по существу и каким-либо образом повлияли на его законность и обоснованность, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311, КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Штепо Дмитрия Владимировича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.