Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А. и Масенина П.Е, с участием помощника судьи Файзуллина Р.Х, представителя административного истца Шевякова М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-523/2019 по апелляционной жалобе административного истца Алешкевича А.В. и указанного представителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса Алешкевича Андрея Владимировича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Алешкевич, впервые назначенный на воинскую должность после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получивший в связи с этим офицерское воинское звание до 1 января 1998 г, имеющий продолжительность военной службы более 20 лет в календарном исчислении, приказом командующего Космическими войсками от 28 мая 2004 г. N 070 досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом командира войсковой части 73736 от 6 июля 2004 г. N 127 исключен из списков личного состава воинской части с 6 августа того же года.
В период военной службы административному истцу в качестве служебного было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 48, 5 кв.м, в котором он проживает и зарегистрирован в настоящее время.
Полагая, что в период прохождения военной службы на основании его рапорта от 22 октября 2001 г. решением жилищной комиссии войсковой части 32103, оформленным протоколом от 14 декабря 2001 г. N 13, он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 30 апреля 1997 г, однако сведения о нахождении его на данном учете не были переданы в Департамент, Алешкевич 10 апреля 2019 г. обратился в Департамент с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого решением от 22 мая 2019 г. N Р-11921/2019 отказано по причине отсутствия для этого оснований, поскольку заявление и документы о принятии на жилищный учет поступили 16 апреля 2019 г, то есть после исключения его 6 августа 2004 г. из списков личного состава воинской части.
Полагая свои права нарушенными, Алешкевич обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Департамента от 22 мая 2019 г. об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания и обязать указанный уполномоченный орган отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на данный учет.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Алешкевичу отказал.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывают, что имеющим существенное значение для дела обстоятельством является сам факт подачи Алешкевичем заявления о принятии на жилищный учет, а не факт его положительного разрешения жилищной комиссией.
Утверждают, что, вопреки выводам суда первой инстанции, Алешкевич доказал факт нарушения его прав, свобод и законных интересов посредством представления в суд оспариваемого решения Департамента от 22 мая 2019 г.
Считают противоречащим п. 6 части 3 ст. 135 КАС РФ отказ гарнизонного военного суда в удовлетворении ходатайства Алешкевича об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств, а именно - протоколов жилищной комиссии войсковой части войсковой части 32103 за 2001 год, принимавшей решение, в том числе и по его рапорту от 22 октября 2001 г. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Полагают необоснованным применение судом первой инстанции ст. 64 КАС РФ, указав на преюдициальное значение решения Московского гарнизонного военного суда от 18 октября 2018 г, отказавшего в удовлетворении административного искового заявления Алешкевича об оспаривании действий начальника 1 отдела (контроля обоснованности предоставления жилых помещений) Департамента, связанных с невключением его с членами семьи в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. При этом утверждают, что предмет судебного разбирательства по настоящему делу является иным.
Обращают внимание на то, что, вопреки выводу гарнизонного военного суда об отсутствии решения жилищной комиссии по его обращению с рапортом от 22 октября 2001 г. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, наличие такого решения подтверждается соответствующими ходатайствами и резолюциями командования на данном рапорте, в том числе командира войсковой части N с указанием о постановке Алешкевича на очередь в установленном порядке, а также надпись, исполненная секретарем жилищной комиссии, с указанием о решении жилищной комиссии войсковой части N, оформленном протоколом от 14 декабря 2001 г. N 13.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 27, 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее - Инструкция), действовавшей в период прохождения Алешкевичем военной службы и на момент увольнения с неё, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Кроме того, по смыслу действующих в настоящее время норм, в частности, п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, а также п. 1, 3 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, реализация гражданами Российской Федерации предусмотренного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" права на предоставление жилых помещений по договору социального найма и в собственность бесплатно, соответственно, находится в непосредственной зависимости от своевременной подачи, а именно - в период прохождения военной службы, в уполномоченный жилищный орган соответствующего заявления по установленному образцу с приложением необходимых документов.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
Из материалов дела видно, что в период прохождения военной службы административному истцу предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 48, 5 кв.м, в котором он проживает и зарегистрирован в настоящее время.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства обращения административного истца перед увольнением с военной службы в жилищную комиссию с соответствующим заявлением по установленному образцу с приложением необходимых документов.
Отсутствуют также рапорт об увольнении с военной службы и лист беседы в связи с предстоящим увольнением, в которых бы он выразил свое отношении к увольнению с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Из представленных суду командованием сведений видно, что нуждающимся в обеспечении жилым помещением административный истец не признавался.
Какие-либо сведения о том, что он был включен в единый список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), по которому ведется учет военнослужащих, исходя из времени принятия их на учет, как того требовал пункт 29 Инструкции, в материалах дела отсутствуют.
О включении в такой список Алешкевич не указывал.
Вопреки доводу жалобы, наличие ходатайств и резолюций командования на копии рапорта административного истца от 22 октября 2001 г, а также надписи, исполненной секретарем жилищной комиссии, с указанием о решении жилищной комиссии войсковой части 32103, оформленном протоколом от 14 декабря 2001 г. N 13, не может однозначно свидетельствовать о том, что указанным решением жилищной комиссии административный истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с 30 апреля 1997 г.
Какой-либо ссылки на документы, необходимость представления которых указана в п. 27, 28 Инструкции, копия рапорта Алешкевича от 22 октября 2001 г. не содержит.
Кроме того, из материалов дела не видно, что административный истец по прибытии к новому месту военной службы сдал карточку учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, в жилищную комиссию воинской части для внесения необходимых данных и передачи ее для ведения и хранения в довольствующую КЭЧ района, как этого требовал п. 25 Инструкции.
Анализ вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что обращение с таким рапортом без представления указанных документов обязывало командование принять решение о включении военнослужащего в список нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением, которое ему и было предоставлено в 2003 году по соответствующему ордеру по адресу: "адрес", общей площадью 48, 5 кв.м, в котором он проживает и зарегистрирован в настоящее время с супругой и двумя детьми.
С учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанции о недоказанности факта принятия Алешкевича на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и включения его в списки очередников на получение жилых помещений является правильным.
Данный вывод гарнизонного военного суда согласуется с решением Департамента от 4 мая 2017 г, которым Алешкевичу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, поскольку с просьбой о принятии на жилищный учет он в установленном порядке обратился после увольнения с военной службы и в период ее прохождения на указанном учете не состоял.
Данное решение уполномоченного органа административный истец не оспорил, а 26 июля 2018 г. обратился в Департамент с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о включении его в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, в удовлетворении которого было отказано, поскольку он не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Московского гарнизонного военного суда от 18 октября 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 17 января 2019 г, в удовлетворении административного искового заявления Алешкевича оспорившего отказ во включении его в Единый реестр, отказано по причине отсутствия доказательств, подтверждающих принятие его в период прохождения военной службы на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. При рассмотрении данного административного дела судом установлено, что ни по месту прохождения военной службы, ни в жилищных органах каких-либо сведений о нахождении Алешкевича на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания не содержится.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности решения Департамента от 22 мая 2019 г. N Р-11921/2019 об отказе в признании административного истца нуждающимся в обеспечении жилым помещением, правомерно отказав в удовлетворении его административного искового заявления.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы оспариваемого судебного постановления, и сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств.
При таких данных решение гарнизонного военного суда является по существу правильным, в связи с чем апелляционная жалоба административного истца и его представителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Алешкевича Андрея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и его представителя Шевякова М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.