Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Манохина В.В, Серазитдинова Э.Т, с участием помощника судьи Скакун О.В, административного истца, представителя административного ответчика Юденича Д.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-546/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Тутовой Ю.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Департамента тылового обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии полковника Бондаренко Виталия Викторовича об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в марте 1999 г. Бондаренко, поступивший на военную службу 1 августа 1994 г, окончил военное учебное заведение, в связи с чем ему было присвоено первое офицерское звание.
В 2006 г. в период прохождения военной службы в Министерстве обороны РФ Бондаренко с членами семьи был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Приказом начальника ФГВОУ ВПО "Военный университет" от 21 сентября 2009 г. N 24 Бондаренко, чья выслуга на военной службе составляла 15 лет 1 месяц, был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения для постоянного проживания, а приказом того же должностного лица от 22 сентября 2009 г. N 238 с 25 сентября 2009 г. исключен из списков личного состава части.
С 25 апреля 2017 г. Бондаренко проходит военную службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), в которой на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял, жильем либо субсидией на его приобретение не обеспечивался.
Извещением Департамента от 23 апреля 2019 г. N 366076 Бондаренко и членам его семьи распределено жилое помещение по адресу: г "адрес", с предоставлением которого административный истец согласился.
Решением Департамента от 4 июля 2019 г. N Р-12388/2019 Бондаренко отказано в предоставлении вышеуказанного жилого помещения. Этим же решением административный истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В обоснование принятого решения жилищным органом указано, что у административного истца, как относящегося к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства могло возникнуть не ранее 21 сентября 2009 г. - даты увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Кроме того, поступив на военную службу в Росгвардии, Бондаренко утратил право на обеспечение жилым помещением в связи с тем, что общая продолжительность его военной службы составляет менее 20 лет. Более того, в силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) административный истец подлежит обеспечению жилым помещением федеральным органом исполнительной власти по месту прохождения военной службы, а право на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства от Министерства обороны РФ у него отсутствует.
Считая свои права нарушенными, Бондаренко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указанное выше решение Департамента и обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по адресу: "адрес"
Суд первой инстанции административное исковое заявление Бондаренко удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Департамента, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Бондаренко.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на фактические обстоятельства дела, положения ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. 3, п. 1 ст. 15 Закона, указывает, что для военнослужащих Вооруженных Сил РФ (Министерства обороны РФ) и Росгвардии действующим законодательством установлен единый порядок прохождения военной службы и единая система правовой и социальной защиты, материальных и иных видов обеспечения, в том числе жилыми помещениями.
Со ссылкой на положения абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона, подп. "б" п. 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, отмечает, что действующее законодательство связывает обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, наряду с признанием их нуждающимися в жилых помещениях, со временем поступления на военную службу, ее общей продолжительностью и основаниями увольнения с нее.
Утверждает, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется по основаниям, установленным нормативными правовыми актами на момент возникновения либо реализации этого права.
Отмечает, что при новом поступлении на военную службу выполнение вышеуказанных государственных гарантий находится в зависимости от обстоятельств ее прохождения военнослужащими. При этом, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к числу которых относится Бондаренко, жилье может быть предоставлено только по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В этой связи полагает, что, заключив в 2017 г. новый контракт о прохождении военной службы в Росгвардии, Бондаренко утратил ранее приобретенное право на получение жилья для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ.
В заключение жалобы делает вывод о том, что оспоренное Бондаренко решение Департамента права и законные интересы административного истца не нарушает.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что ст. 56 ЖК РФ не содержит положения о том, что граждане подлежат снятию с учета, если отпало основание, по которому они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку предусматривает снятие граждан с названного учета в случае утраты ими оснований, дающих им право не получение жилого помещения по договору социального найма. При этом, по мнению суда, буквальное толкование п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ указывает на то, что гражданин может быть снят с жилищного учета лишь в том случае, если он утратил не только основание, по которому он был принят на указанный учет, но и иные основания, которые давали бы ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при поступлении на военную службу в Росгвардии Бондаренко не утратил право состоять на жилищном учете в едином реестре военнослужащих Министерства обороны РФ, нуждающихся в получении жилья, а основанием для снятия административного истца с учета нуждающихся в получении жилого помещения может служить только фактическое обеспечение его и членов его семьи жилым помещением.
Также суд первой инстанции исходил из того, что лишая Бондаренко полученного при увольнении с военной службы права на обеспечение жильем, с учетом отсутствия действий административного истца по реализации права на жилье в период прохождения службы в Росгвардии, нарушает его конституционные права.
Кроме того, гарнизонный военный суд исходил из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П.
Вместе с тем судом первой инстанции не было принято во внимание следующее.
В силу ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Согласно ст. 3 Закона для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Таким образом, для военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (Министерстве обороны Российской Федерации) и в Росгвардии, законодательством установлен единый порядок ее прохождения, а также единая система правовой и социальной защиты, материального и иных видов обеспечения, в том числе жилыми помещениями.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого же Федерального закона.
В соответствии с п. 13 Закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В силу абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, определено, что военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до заключения гражданами, уволенными с военной службы, обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.
Действительно, из материалов дела усматривается, что Бондаренко, подлежавший в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, имея выслугу на военной службе более 10, но менее 20 лет, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Вместе с тем, заключив в 2017 г. г. новый контракт о прохождении военной службы в Росгвардии, Бондаренко утратил статус гражданина, уволенного с военной службы по вышеуказанному основанию при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, а, следовательно, исходя из приведенных выше положений ст. 15 Закона и подпункта "б" п. 14 Правил, утратил и основание, дававшее ему право на обеспечение от Министерства обороны РФ жилым помещением для постоянного проживания. А поскольку на данный момент имеющаяся у Бондаренко выслуга на военной службе составляет менее 20 лет, в настоящее время в силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона правом на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания он не обладает.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, оспоренное административным истцом решение Департамента от 4 июля 2019 г. N Р-12388/2019, вопреки выводам суда первой инстанции, права и законные интересы Бондаренко не нарушает.
Из изложенного следует, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем принятое им решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Бондаренко.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 года по административному исковому заявлению Бондаренко Виталия Викторовича в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Бондаренко В.В. отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.