Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф, судей Алешиной С.Н, Якуповой Н.Н, при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Наумовой З.М. к Межрайонной ИФНС России N3 по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении налоговой льготы
по апелляционным жалобам представителя Межрайонной ИФНС России N3 по Республике Башкортостан Залилова Ф.И, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Солнцева А.М. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Алешиной С.Н. о содержании решения суда, существе апелляционных жалоб, выслушав выступления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Наумова З.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Башкортостан, Управлению ФНС по Республике Башкортостан о признании решения об отказе в предоставлении налоговой льготы, выразившееся в сообщении от дата N N... и решении УФНС по Республике Башкортостан от дата г. N N... незаконным; обязании налоговой службы в предоставлении налоговой льготы в отношении объектов с кадастровыми номерами N... и N...
Требования мотивировала тем, что на праве собственности ей принадлежат нежилые строения: штамповочный цех, общей площадью 1782, 4 кв.м. (литера А, кадастровый номер N...); склад обувного производства, общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1, кадастровый номер N...), расположенные по адресу: адрес. Административный истец как налогоплательщик имеет право на предоставление налоговой льготы в отношении указанных объектов недвижимого имущества. За предоставлением налоговой льготы Наумова З.М. обратилась к административному ответчику МИФНС N 3 по РБ, на что ей сообщением N N... от дата было отказано в соответствии с п.5 ст.407 НК РФ, приказом Минземимущества от 29.12.2016 N 2007 налоговая льгота не представляется... Не согласившись с постановленным решением Наумова В.З. обратилась с жалобой в УФНС России по РБ, решением которой (N N... от дата г.) жалоба оставлена без удовлетворения.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года исковые требования Наумовой З.М. удовлетворены. Признаны незаконными отказ Межрайонной ИНФС N 3 по Республики Башкортостан от дата года N N... и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республики Башкортостан от дата года N N... в отказе в подтверждении права Наумовой З.М. на предоставление льготы на объекты недвижимого имущества: штамповочный цех, общей площадью 1782, 4 кв.м. (литера А, кадастровый номер N...) и склад обувного производства, общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1, кадастровый номер N...).
На Межрайонную инспекцию ФНС России N 3 по Республике Башкортостан возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Наумовой З.М. на предоставление налоговой льготы на объекты недвижимого имущества: штамповочный цех, общей площадью 1782, 4 кв.м. (литера А, кадастровый номер N...) и склад обувного производства, общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1, кадастровый номер N...) за 2017 год.
Не согласившись с принятым решением суда, административными ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос о его отмене с указанием на незаконность и необоснованность.
Представитель Межрайонной ИФНС России N3 по Республике Башкортостан Залилова Ф.И. в обосновании своих доводов указывает в жалобе, что налоговая льгота Наумовой З.М. в отношении объектов налогообложения не предоставляется, поскольку в соответствии с приказом Минземимущества РБ от 29 декабря 2016 года N2007 г. "Об утверждении Перечня недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", здание, в котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N N... и N N... включено в Перечень объектов, в отношении которых определена кадастровая стоимость. Следовательно, в отношении всех помещений без исключения, расположенных в этом зданий, также применяется кадастровая стоимость.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Солнцева А.М. в жалобе приводит аналогичные доводы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях других лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие нарушения по данному делу допущены.
В силу п. 1 ст. 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе стороны и заинтересованные лица.
Согласно ч.1 ст.38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (часть 4).
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. (часть 5).
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст.221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Решения об отказе в предоставлении налоговой льготы приняты административными ответчиками на основании п.п.1, 3 ст.402 Налогового Кодекса Российской Федерации. Перечень, определяемый в соответствии с.п.7 ст.378.2 НК РФ, формируется, исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, за исключением предусмотренных в п.2 указанной статьи. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость утвержден Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 г. N2007 (пункт 8515).Информация об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером N... из указанного выше Перечня отсутствует.
Административные ответчики исходили из того, что спорное помещение расположено в здании административно-делового или административно-торгового центра, который, в свою очередь, включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость. Соответствующий режим налогообложения распространяется как на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном перечне.
Органом государственной власти, на основании решения которого налоговым органом приняты оспариваемые сообщение и решение, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, которое не было привлечено судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поэтому нельзя сделать вывод о том, что по административному иску Наумовой З.М. было принято законное и обоснованное решение.
Решение суда, как не отвечающее положениям ст.176 КАС РФ, подлежит отмене.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционных жалоб не подлежат оценке.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица по административному делу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда от 8 июля 2019 года отменить, административное дело направить в Стерлитамакский городской суд на новое рассмотрение.
Председательствующий: Ф.Ф. Сафин
Судьи: С.Н. Алешина
Н.Н. Якупова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.