Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Широковой Е.А, судей Кулешовой Е.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Бошкова Е.М. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 января 2019 года (дело N 2а-146/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 10 апреля 2019 года (N 33а-1129/2019) по административному иску Бошкова Е.М. к Инспекции ФНС России по г. Мурманску, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании незаконным решения об оспаривании отказа произвести перерасчет налога.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения Бошкова Е.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Инспекции ФНС России по г. Мурманску Масленко М.С, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бошков Е.М. обратился в суд с административным иском к Инспекции ФНС России по г. Мурманску (далее - ИФНС России по г. Мурманску), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области), указав, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты". В его адрес поступило налоговое уведомление, в котором налоговым органом произведен расчет земельного налога за 2017 год по указанным земельным участкам.
Не согласившись с начисленной к уплате суммой земельного налога, 31 июля 2018 года он обратился в ИФНС России по г. Мурманску с заявлением о его перерасчете в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 27 июня 2018 года N 390 и N 391, в чем ему письмом от 27 августа 2018 года было отказано.
Направленное 02 октября 2018 года в адрес Инспекции ФНС России по г. Мурманску заявление о перерасчете земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной решениями Арбитражного суда Мурманской области по делам N А42-2997/2013 и N А42-5124/2014, также оставлено без удовлетворения. Отказ налогового органа мотивирован тем, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков не переданы Управлением Росреестра по Мурманской области.
Решение ИФНС России по г. Мурманску обжаловано в УФНС России по Мурманской области, которым в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.
В Управление Росреестра по Мурманской области также было направлено обращение о внесении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в Единый реестр недвижимости.
Полагал, что отказ ИФНС России по г. Мурманску произвести перерасчет земельного налога является незаконным и необоснованным, возлагает на него обязанность по перечислению денежных средств в бюджет в большем размере. Инспекцией при определении налоговой базы нарушены положения пунктов 1, 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом уточненных административных исковых требований просил признать незаконным решение ИФНС России по г. Мурманску, изложенное в письме N 26-5-43/039648, обязав указанного административного ответчика произвести перерасчет земельного налога за 2017 год в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", указанной в решениях Комиссии от 27 июня 2018 года N 390 и N 391; обязать административного ответчика Управление Росреестра по Мурманской области направить в ИФНС России по г. Мурманску сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", указанной в решениях Комиссии от 27 июня 2018 года N 390 и N 391.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам гражданским делам Мурманского областного суда от 10 апреля 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Бошкова Е.М. к ИФНС России по г. Мурманску, Управлению Росреестра по Мурманской области отказано.
В кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам гражданским делам Мурманского областного суда от 10 апреля 2019 года Бошков Е.М. просит об отмене судебных постановлений, полагая, что судами нарушены и неправильно применены нормы материального права, допущено нарушение норм процессуального права, выразившееся в отказе истребовать отчет об оценке земельных участков, которая производилась Правительством Мурманской области, который должен был оцениваться в совокупности с другими доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса.
При этом в абзаце 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 334-ФЗ, абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 334-ФЗ статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 01 января 2019 года.
Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 334-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.
Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 334-ФЗ положения, пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Судами установлено, что Бошков Е.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в отношении кадастровой стоимости которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения:
-10 октября 2012 года на основании постановления Правительства Мурманской области N 425-ПП от 28 августа 2012 года на дату 01 января 2011 года в размере "данные изъяты" рублей;
-23 августа 2013 года на основании решения Арбитражного суда Мурманской области от 22 июля 2013 года по делу N А42-2997/2013 на дату 01 января 2011 года в размере "данные изъяты" рублей;
-12 декабря 2016 года на основании постановления Правительства Мурманской области N 585-ГТП от 25 ноября 2016 года на дату 01 января 2016 года в размере "данные изъяты" рублей.
Также Бошков Е.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в отношении кадастровой стоимости которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения:
-31 января 2014 года на основании постановления Правительства Мурманской области N 425-ПП от 28 августа 2012 года на дату 31 января 2014 в размере "данные изъяты" рубль;
-19 сентября 2014 года на основании решения Арбитражного суда Мурманской области от 18 августа 2014 года по делу N А42-5124/2014 на дату 31 января 2014 года размере "данные изъяты" рублей;
-12 декабря 2016 года на основании постановления Правительства Мурманской области N 585-ПП от 25 ноября 2016 года на дату 01 января 2016 года в размере "данные изъяты" рублей.
Согласно налоговому уведомлению от 14 июля 2018 года N 2478051 земельный налог за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" в сумме "данные изъяты" рублей исчислен налоговым органом исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) - "данные изъяты" рублей, по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" в сумме "данные изъяты" рублей исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) - "данные изъяты" рублей.
07 июня 2018 года Бошков Е.М. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области, с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" по состоянию на 01 января 2016 года в размере их рыночной стоимости.
Решениями Комиссии от 27 июня 2018 года N 390 и N 391 кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в размере рыночной стоимости: в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" рублей.
Учитывая, что обращение Бошкова Е.М. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области и решения по его заявлениям имели место до 01 января 2019 года, установленная вышеуказанными решениями кадастровая стоимость должна применяться при определении налоговой базы за 2018 год, правовые основания для перерасчета земельного налога за 2017 год в связи с пересмотром этими решениями кадастровой стоимости отсутствуют.
Установив, что ИФНС России по г. Мурманску отказала Бошкову Е.М. в перерасчете земельного налога за 2017 год по тем основаниям, что земельный налог в отношении принадлежащих Бошкову Е.М. земельных участков подлежит исчислению исходя из расчета кадастровой стоимости, указанной в решениях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области от 27 июня 2018 года N 390 и N 391, начиная с 01 января 2018 года за налоговый период 2018 года, что соответствует вышеприведенным положениям закона, а Управление Росреестра по Мурманской области передало сведения об изменении кадастровой стоимости в УФНС по Мурманской области в рамках информационного взаимодействия в соответствии с пунктами 4, 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что закон и права Бошкова Е.М. административными ответчиками нарушены не были, что влечет отказ в удовлетворении его административного иска.
Доводы кассационной жалобы Бошкова Е.М. о необходимости учитывать при определении налоговой базы за 2017 год установленную решениями Арбитражного суда Мурманской области от 22 июля 2013 года и от 18 августа 2014 года, решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области от 27 июня 2018 года N 390 и N 391 кадастровой стоимости земельных участков основаны на неверном толковании им налогового законодательства.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений. Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бошкова Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.