Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Рогачевой В.В. и Шкарупиной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 18 июня 2019 года делу N2-1137/2019 по иску Семенова Виталия Юрьевича к Министерству социальной политики Калининградской области, Правительству Калининградской области и Агентству по имуществу Калининградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенов В.Ю. обратился в Ленинградский районный суд г. Калининграда с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, Правительству Калининградской области и Агентству по имуществу Калининградской области об обязании предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
В обоснование своих требований истец указал, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был включен в список указанных лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, еще в 2014 году, однако до настоящего времени его право не реализовано.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 марта 2019 года на Правительство Калининградской области и Агентство по имуществу Калининградской области возложена обязанность предоставить Семенову В.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Калининградской области во внеочередном порядке. В удовлетворении иска в остальной части Семенову В.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 18 июня 2019 года решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 марта 2019 года в части возложения на Агентство по имуществу Калининградской области обязанности по предоставлению Семенову В.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, за счет средств бюджета Калининградской области отменено. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении иска Семенова В.Ю. к Агентству по имуществу Калининградской области отказано. В остальной части решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 марта 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Калининградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 11 октября 2019 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 07 ноября 2019 года, Правительство Калининградской области просит об отмене судебных постановлений в части удовлетворения требований истца в отношении Правительства Калининградской области, с вынесением нового решения об удовлетворении требований истца, предъявленных к Агентству по имуществу Калининградской области. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что в соответствии с Законом Калининградской области "О специализированном жилищном фонде в Калининградской области" именно Агентство по имуществу Калининградской области наделено полномочиями по приобретению жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области и по заключению договоров найма специализированного жилого помещения. С этой целью Агентству выделяются денежные средства, которые зачисляются на специальный лицевой счет и не могут быть использованы иными лицами.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик Агентство по имуществу Калининградской области просит оставить апелляционное определение без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Семенова В.Ю. и представителей ответчиков Министерства социальной политики Калининградской области, Правительства Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Семенов В.Ю, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Калининградской области. По состоянию 21.03.2019 номер очереди Семенова В.Ю. - 285.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.109.1 ЖК РФ, ФЗ N159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Калининградской области N151 от 03 июля 2007 года "О специализированном жилищном фонде Калининградской области", Закона Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того обстоятельства, что Семенов В.Ю. имеет право на обеспечение во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области и должен быть обеспечен данным жилым помещением незамедлительно после возникновения у него данного права, вне зависимости от наличия или отсутствия у обязанного лица необходимых бюджетных ассигнований на приобретение жилого помещения.
По результатам анализа положений Закона Калининградской области "О специализированном жилищном фонде Калининградской области", постановления Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области", суд первой инстанции возложил обязанность по предоставлению Семенову В.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета Калининградской области на Правительство Калининградской области и Агентство по имуществу Калининградской области.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска к Агентству по имуществу Калининградской области, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области, а само по себе возложение на Агентство по имуществу Калининградской области полномочий по приобретению жилых помещения для их последующего включения в специализированный жилищный фонд и заключению договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в порядке, определяемом Правительством Калининградской области, не свидетельствует о наличии оснований для возложения соответствующей обязанности по предоставлению жилого помещения на Агентство по имуществу Калининградской области.
Суд кассационной инстанции вывод суда апелляционной инстанции о том, что надлежащим ответчиком по предъявленным истцом требованиям является Правительство Калининградской области, считает правильными.
Данный вывод основан на положениях ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.п.14.2 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Данные обязанности относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 11 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N42 "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области обеспечивает социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Уставом (Основным Законом) Калининградской области предусмотрено, что Правительство Калининградской области управляет и распоряжается собственностью Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Калининградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.
На основе анализа положений ст.ст.5, 43-6 Закона Калининградской области "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" и постановления Правительства Калининградской области от 06.11.2018 N653 "Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области", судом апелляционной инстанции установлено, что Агентство по имуществу Калининградской области по поручению Правительства Калининградской области осуществляет приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о предоставлении жилых помещений принимает решение о таком предоставлении и заключает договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области.
Однако, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием именно Правительства Калининградской области. Возложение самим Правительством Калининградской области в рамках исполнения данного полномочия отдельных обязанностей на возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области, не является основанием для освобождения его самого от исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном понимании ответчиком таких понятий как наделение полномочием по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа и распределение отдельных функций данного полномочия. Полномочным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Калининградской области по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа является Правительство Калининградской области, которое, являясь высшим постоянно действующим органом государственной власти Калининградской области, распределило отдельные властно-распорядительные функции внутри своего полномочия между возглавляемыми им органами исполнительной власти Калининградской области.
Однако в отношениях с гражданами, подлежащими обеспечению жилыми помещениями, обязанным и ответственным лицом является Правительство Калининградской области и то, каким образом оно организовало работу своих органов в целях исполнения возложенных на него обязанностей, на его отношения с указанными гражданами не влияет.
Именно в связи с этим для рассмотрения настоящего дела не имеют правового значения и правомерно не устанавливались судами те обстоятельства, каким образом осуществляется финансирование полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, кто является распорядителем денежных средств, какова процедура предоставления жилых помещений и каким образом будет исполняться судебное решение. Организация, координация и контроль за работой своих органов таким образом, чтобы они своевременно и в соответствии с положениями закона исполняли возложенные на них обязанности, является обязанностью Правительства Калининградской области и то, каким образом происходит взаимодействие между органами, входящими в систему органов исполнительной власти Калининградской области, установлению в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не подлежит.
Других доводов о несогласии с обжалуемыми судебными постановлениями кассационная жалоба ответчика не содержит, а суд кассационной инстанции в силу ч.1 ст.379.6 ГПК РФ проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 18 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.