г. Нижний Новгород |
12 декабря 2019 года |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, рассмотрев частную жалобу администрации города Оренбурга на определение Оренбургского областного суда от 8 октября 2019 года об оставлении без движения апелляционной жалобы администрации города Оренбурга на решение Оренбургского областного суда от 4 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Мельникова Э.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, установил:
решением Оренбургского областного суда от 4 сентября 2019 года административное исковое заявление Мельникова Э.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично, постановлено взыскать с администрации города Оренбурга в пользу Мельникова Э.С. денежную компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 160 000 (сто шестьдесят тысяч) рублей.
Не соглашаясь с указанным решением суда, администрация города Оренбурга подала апелляционную жалобу, которая обжалуемым определением судьи оставлена без движения в связи с неуплатой государственной пошлины. Заявителю предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения процессуального законодательства, представив в суд документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.
В частной жалобе на определение указывается на то, что администрация, являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.
Согласно части 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;
2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего апелляционные жалобу, представление, его место нахождения или место жительства;
3) указание на решение суда, которое обжалуется;
4) требования лица, подающего апелляционную жалобу, или требования прокурора, приносящего апелляционное представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;
5) перечень прилагаемых к апелляционный жалобе, представлению документов.
К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
Согласно части 1 статьи 300 КАС РФ при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 части 1, частями 2 - 6 статьи 299 настоящего Кодекса, судья выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для устранения недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.
В случае, если лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление, выполнит в установленный срок указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба, представление считаются поданными в день первоначального.
При вынесении обжалуемого определения судья указал на невыполнение представителем администрации города Оренбурга требований об уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Такое требование на законе не основано.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные, лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
По смыслу указанных норм администрация города Оренбурга, являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины по административным делам, в том числе и при подаче апелляционных жалоб.
Таким образом, у судьи не имелось правовых оснований для оставления апелляционной жалобы администрации города Оренбурга без движения по мотиву неуплаты государственной пошлины.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое определение не может быть признано законным и подлежит отмене, а материал направлению в суд первой инстанции для выполнения требований статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Оренбургского областного суда от 8 октября 2019 года отменить, направить настоящее дело в Оренбургский областной суд для выполнения требований статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара), через Оренбургский областной суд.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.