Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Н, действующей на основании доверенности в интересах Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 28 августа 2019 г., решение исполняющего обязанности судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 октября 2019 г., вынесенные в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 28 августа 2019 г, оставленным без изменения решением исполняющего обязанности судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 октября 2019 г, Исполнительный комитет по Зеленодольскому муниципальному району Республики Татарстан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Исполнительного комитета по Зеленодольскому муниципальному району Республики Татарстан по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что 18 июля 2019 г. в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, являющегося ответственным за содержание автомобильных дорог, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району внесено предписание об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004, в котором указано, что в течение суток с момента его получения на пересечении улиц Хасанова-Ульянова (с обеих сторон улицы Хасанова) установить дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" в количестве 2 единиц и дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 2 единиц (л.д.4).
Предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району получено Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 18 июля 2019 г.
В установленный в предписании срок Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не выполнил законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, что установлено в ходе обследования эксплуатационного состояния указанного участка дороги, а также не оспаривалось руководителем Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (л.д. 5, 8).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 26 июля 2019 г. старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстан в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ответственного за содержание автомобильных дорог, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2).
Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился вышестоящий суд, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания от 18 июля 2019 г. об установлении на пересечении улиц Хасанова-Ульянова (с обеих сторон улицы Хасанова) дорожных знаков "Главная дорога" в количестве 2 единиц и "Уступи дорогу" в количестве 2 единиц.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), предписанием (л.д. 4), актом контрольной проверки исполнения (неисполнения) предписания и приложенными к ним фототаблицей (л.д. 8) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ГИБДД в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены. Они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу обжалуемых актов, что нашло свое отражение в решении судьи, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из диспозиции части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае из материалов дела усматривается, что предписание N 78/2019 от 18 июля 2019 г. было вынесено уполномоченным на то должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстан в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его вынесения, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, установлен срок его исполнения, оно является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка защитника на невозможность исполнения предписания, поскольку на момент вынесения предписания программа дорожных работ на дорогах общего пользования местного значения на 2019 г. уже была утверждена, на невозможность внесения изменений в целевую программу дорожных работ, а также направление писем руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с просьбой о выделении денежных средств для приобретения дорожных знаков, не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по настоящему делу судебных актов и не влечет их отмену.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Делая вывод о виновности Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в совершении вмененного административного правонарушения, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что он, будучи ответственным за содержание автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для устранения нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, указанных в предписании, не принял каких-либо мер, направленных на его исполнение.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, не представлено.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы аналогичны доводам жалобы на постановление мирового судьи, рассмотренной судьей Зеленодольского городского суда Республики Татарстан. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшемся судебном акте соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Административное наказание назначено Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с учетом имущественного положения юридического лица, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с действующим законодательством.
Постановление о привлечении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 28 августа 2019 г, решение исполняющего обязанности судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 октября 2019 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, оставить без изменения, жалобу защитника Н. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.