Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В., на вступившие в законную силу решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 29 июля 2019 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 27 августа 2019 года, вынесенные в отношении главы Администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл Загайновой Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В. от 15 мая 2019 года N Загайновой Е.Н. (далее - Загайнова Е.Н.) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 29 июля 2019 года постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 15 мая 2019 года N отменено, производство по делу прекращено.
Решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 27 августа 2019 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо просит отменить вынесенные по делу судебные акты, приводя доводы о их незаконности, направить дело на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Марий Эл.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов заявителя жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 названного Федерального закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 72 БК РФ).
В силу части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии со статьей 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Как следует из материалов дела, в результате прокурорской проверки установлено и указано в постановлении заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 15 мая 2019 года N, по итогам электронных аукционов администрацией МО "Медведевское городское поселение" заключены следующие контракты:
контракт N от 4 июня 2018 г. с ООО "данные изъяты" на поставку светильников уличных светодиодных (цена контракта 276757 руб. 20 коп.);
контракт N от 16 октября 2018 г. с ИП О.М.П. на поставку светильников уличных светодиодных (цена контракта 423962 руб. 88 коп.);
контракт N от 10 сентября 2018 г. с ООО "данные изъяты" на выполнение работ по ремонту дороги по "адрес" (цена контракта 554070 руб. 72 коп.).
Согласно пункта 2.3 указанных контрактов источник финансирования контракта - бюджет МО "Медведевское городское поселение". Оплата по контрактам осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 30 дней со дня подписания акта приема-передачи товара (пункт 3.2).
Обязательство заказчика по оплате за поставку товара считается исполненным с момента списания денежных средств со счета заказчика (пункт 3.3).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контрактам стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 9.1).
11 июля 2018 года между администрацией МО "Медведевское городское поселение" и ООО "данные изъяты" в соответствии с контрактом N от 04 июня 2018 г. составлен акт приема-передачи товаров (светильники светодиодные) на сумму 276757 руб. 20 коп. 11 июля 2018 г. указанный товар принят Загайновой Е.Н. по товарной накладной N от 28 июня 2018 г.
Согласно товарной накладной N от 16 октября 2018 г. ИП О.М.П. поставлены светильники светодиодные в соответствии с контрактом N от 16 октября 2018 г. на сумму 423962 руб. 88 коп. Товар получен Загайновой Е.Н.
10 октября 2018 г. составлен акт о приемке выполненных работ (ремонт дороги по ул. Мира д. 6 п. Медведево) в соответствии с контрактом N от 10 сентября 2018 г. на сумму 554070 руб. 72 коп. Работы приняты Загайновой Е.Н. 24 октября 2018 г.
С учетом положений части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, п. 3.2 указанных контрактов, дат приема-передачи товаров (выполненных работ) по контрактам оплата в полном объеме должна была быть произведена: по контракту N (ООО "данные изъяты") в период с 11 июля 2018 г. по 10 августа 2018 г.; по контракту N (ИП О.М.П.) - до 23 октября 2018 г.; по контракту N (ООО "данные изъяты") - в период с 24 октября 2018 г. по 23 ноября 2018 г.
Платежным поручением N от 04 октября 2018 г. администрацией МО "Медведевское городское поселение" произведена оплата в сумме 100000 руб. ООО "данные изъяты" по контракту N от 4 июня 2018 г.; платежным поручением N от 7 мая 2019 г. сумма в размере 176757 руб. 20 коп. возвращена в связи с закрытием счета ООО "данные изъяты" в банке.
Платежными поручениями N от 29 марта 2019 г, N от 16 апреля 2019 г, N от 7 мая 2019 г, N от 13 мая 2019 г. администрацией МО "Медведевское городское поселение" произведена оплата в сумме 50000 руб, 100000 руб, 124000 руб, 280070 руб. 72 коп. ООО "данные изъяты" по контракту N от 10 сентября 2018 г.
Платежными поручениями N от 28 февраля 2019 г, N от 29 марта 2019 г, N от 6 мая 2019 г, N от 13 мая 2019 г. администрацией МО "Медведевское городское поселение" произведена оплата в сумме 50000 руб, 50000 руб, 72400 руб, 251562 руб. 88 коп. Р1П О.М.П. по контракту N.
Таким образом, заказчиком нарушены сроки оплаты по заключенным с ООО "данные изъяты", ИП О.М.П, ООО "данные изъяты" контрактам.
Решением Собрания депутатов МО "Медведевское городское поселение" Медведевского муниципального района Республики Марий Эл от 20 октября 2014 г. N 17 Загайнова Е.Н. назначена на должность главы администрации МО "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл с 21 октября 2014 г.
Контрактом с главой администрации МО "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл предусмотрено, что глава администрации заключает договоры от имени администрации, обеспечивает использование имущества администрации, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с полномочиями администрации, установленными Уставом муниципального образования, а также использование по целевому назначению выделенных администрации бюджетных средств (п. п. 3.3.3, 4.1.9 Контракта).
Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение сроков оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения нужд МО "Медведевское городское поселение", является глава администрации Загайнова Е.Н.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Главой администрации Загайновой Е.Н. неоднократно, начиная с июня 2018 года, направлялись заявки на выделение денежных средств на выполнение обязательств по вышеуказанным контрактам, однако на момент поступления заявок у финансового отдела администрации Медведевского муниципального района отсутствовала возможность погашения задолженности за выполненные работы.
Соглашением от 19 февраля 2010 г, заключенным между финансовым отделом администрации Медведевского муниципального района и администрацией МО "Медведевское городское поселение", предусмотрено, что финансовому отделу переданы полномочия по формированию бюджета МО "Медведевское городское поселение" и исполнению бюджета в соответствии с бюджетным законодательством (п. 1. 2).
В материалах дела имеются письма от 12 июля 2018 г, от 25 октября 2018 г, от 31 октября 2018 г, от 22 ноября 2018 г. главы администрации МО "Медведевское городское поселение", адресованные Собранию депутатов МО "Медведевское городское поселение" о выделении денежных средств для оплаты товаров, работ, услуг по вышеуказанным контрактам.
Данные обращения оставлены без удовлетворения ввиду отсутствия дополнительных поступлений в бюджет муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N2478-О положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Согласно пункта 5, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как правильно указали суды, главой администрации МО "Медведевское городское поселение" Загайновой Е.Н. принимались все зависящие от нее меры по оплате исполненных контрактов, неоднократно направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, как в адрес распорядителя бюджетных средств администрации данного муниципального образования - финансовый отдел администрации Медведевского муниципального района применительно к запланированным на текущий финансовый год бюджетным расходам, так и в адрес представительного органа МО "Медведевское городское поселение" применительно к выделению дополнительных бюджетных средств. Однако бюджетные ассигнования как запланированные, так и дополнительные на указанные цели не выделялись.
Суды сделали правильный вывод, что при таких обстоятельствах вина Загайновой Е.Н. во вмененном административном правонарушении отсутствует, что повлекло прекращение производства по делу по основанию, предусмотренному части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Из бюджетных росписей расходов администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" следует, что на момент заключения вышеуказанных контракта лимиты бюджетных обязательств были утверждены.
Из писем финансового отдела администрации Медведевского муниципального района за период с июня 2018 г. по май 2019 г. следует, что кредиторская задолженность по контрактам сложилась в связи с недостаточностью поступлений денежных средств в доход бюджета муниципального образования "Медведевское городское поселение".
Довод заявителя жалобы, что администрацией муниципального образования "Медведевское городское поселение" не совершались действия по взысканию арендных платежей с ООО "Медведевская строительная компания", которые могли быть направлены на погашение задолженности по контрактам, не подтвержден материалами дела.
Все доводы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 29 июля 2019 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 27 августа 2019 года, вынесенные в отношении главы Администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл Загайновой Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В. - без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного
суда общей юрисдикции В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.