Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Тихоновой В.В., действующей в интересах федерального государственного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Горки", на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N11 Видновского судебного района Московской области от 12 апреля 2019 года, вынесенное в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Горки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N11 Видновского судебного района Московской области от 12 апреля 2019 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Горки" (далее - ФГБОУ "СОШ "Горки", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе защитник - адвокат Тихонова В.В. просит об отмене судебного акта, считая его незаконным, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Как усматривается из материалов дела, 13 апреля 2018 года по результатам проверки, проведенной в отношении ФГБОУ "СОШ "Горки", государственным инспектором Ленинского района Московской области по пожарному надзору - старшим инспектором отдела надзорной деятельности по Ленинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области фио Учреждению выдано предписание N 37/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 1 февраля 2019 года. 13 апреля 2018 года данное предписание получено представителем Учреждения.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 14 февраля 2019 года по 15 февраля 2019 года государственным инспектором Ленинского района Московской области по пожарному надзору - старшим инспектором отдела надзорной деятельности по Ленинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области фио на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по Ленинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 6 февраля 2019 года N 32, установлено невыполнение п.п.1, 2, 6, 7, 9-11, 13-16, 19-24, 26-29, 31-37, 40-46, 53, 55 предписания N 37/1/1 от 13 апреля 2018 года.
По факту невыполнения указанных пунктов предписания 15 февраля 2019 года государственным инспектором Ленинского района Московской области по пожарному надзору - старшим инспектором отдела надзорной деятельности по Ленинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области фио в отношении ФГБОУ "СОШ "Горки" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения постановлением мирового судьи к административной ответственности.
Признавая ФГБОУ "СОШ "Горки" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что Учреждением не приняты все зависящие от него меры по выполнению предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор от 13 апреля 2018 года N 37/1/1.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении защитник ФГБОУ "СОШ "Горки" оспаривал виновность Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, указывая на то, что Учреждением были приняты все зависящие от данного лица меры для исполнения предписания государственного инспектора Ленинского района Московской области по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности по Ленинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области.
Из материалов дела следует, что учредителем ФГБОУ "СОШ "Горки" является Российская Федерация в лице Министерства просвещения Российской Федерации.
В подтверждение указанных доводов Учреждением представлялся приказ и.о. Министерства просвещения Российской Федерации от 26 октября 2018 года N153, которым постановлено ФГБОУ "СОШ "Горки" приостановить осуществление образовательной деятельности с 29 октября 2018 года, обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения. Приказом ФГБОУ "СОШ "Горки" от 31 октября 2018 года N138-О с 29 октября 2018 года осуществление образовательной деятельности приостановлено. Из информационной справки Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения Российской Федерации и выписки из протокола совещания у Министра просвещения России от 28 января 2019 года следует, что Министр просвещения России 16 января 2019 года направила Председателю Правительства Российской Федерации письмо с концепцией развития ФГБОУ "СОШ "Горки" в федеральный образовательный комплекс "Город образования Горки", которой предусмотрено строительство учебного корпуса на 750 мест для обучающихся с сохранением ряда уникальных объектов, требующих капитального ремонта, реконструкции. Председатель Правительства Российской Федерации 17 января 2019 года дал поручение первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, заместителю Председателя Правительства Российской Федерации о согласовании предложений по концепции развития ФГБОУ "СОШ "Горки" и выделении средств из федерального бюджета.
Однако мировым судьей вышеназванные доводы ничем объективно не опровергнуты и должным образом не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего дела.
Требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей не выполнены.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка N11 Видновского судебного района Московской области от 12 апреля 2019 года подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника - адвоката Тихоновой В.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N11 Видновского судебного района Московской области от 12 апреля 2019 года, вынесенное в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Горки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.