Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Шумилкова Н.М. (далее Шумилков Н.М.), действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бурнаковская" (далее ООО УК "Бурнаковская") на основании доверенности от 18 октября 2019 года, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 июля 2019 года, вынесенные в отношении ООО УК "Бурнаковская", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 июля 2019 года, ООО УК "Бурнаковская" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО УК "Бурнаковская" Шумилков Н.М. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении юридического лица по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу. Указывает, что постановление мирового судьи вынесено за пределами срока давности привлечения ООО УК "Бурнаковская" к административной ответственности. Ссылался на то, что при проведении проверки допущены нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора".
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090) утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), закреплено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов, указанных в данной норме.
С 01 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Бурнаковская" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 06 августа 2018 года N 534, выданную государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (л.д. 44).
На основании данной лицензии и договора управления многоквартирным домом от 24 сентября 2018 года N 15М/16 общество осуществляет указанный вид деятельности в отношении дома по адресу: "адрес"
В соответствии с приказом начальника отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24 января 2019 года по обращению собственника квартиры N 6 многоквартирного жилого дома по указанному адресу в отношении общества 22 февраля 2019 года проведена внеплановая документарная проверка.
В рамках проверки деятельности общества выявлены нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Указанные нарушения, зафиксированные в акте проверки юридического лица от 22 февраля 2019 года N 515-15-29/1/2019, выразились в том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета с применением двухкомпонентного тарифа, в который включается компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию. При этом в многоквартирном жилом доме установлен тепловой пункт, который входит в состав общего имущества многоквартирного дома, ввиду чего коммунальная услуга горячего водоснабжения производится при самостоятельном производстве, соответственно, общество с ноября 2018 года должно производить расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг по указанным в нем формулам и с применением нормативов, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 05 июля 2017 года N 482.
По факту выявленных нарушений 05 марта 2019 года в отношении ООО УК "Бурнаковская" составлен протокол N 515-15-29/1/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящей судебной инстанцией, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Между тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Как следует из материалов дела в соответствии с запросом начальника отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции Нижегородской области о предоставлении информации и документов от 24 января 2019 года общество подвергнуто проверке за период с 01 января 2018 года по декабрь 2018 года. В акте проверки от 22 февраля 2019 года содержатся выводы о нарушениях пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, допущенных в деятельности общества с ноября 2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса, составляет три месяца.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 05 марта 2019 года проверка окончена 22 февраля 2019 года в 10 часов 00 минут, дата совершения административного правонарушения в процессуальном документе конкретно не обозначена.
Исходя из материалов дела и обстоятельств, установленных в рамках проверки, указанная дата не является датой совершения вмененного обществу административного правонарушения, в этот день окончена проверка и по ее результатам составлен акт.
Из указанного акта и протокола об административном правонарушении следует, что должностным лицом сделан вывод о несоблюдении обществом лицензионных требований при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с ноября 2018 года по декабрь 2018 года.
В соответствии с положениями статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вмененное обществу правонарушение, вопреки суждениям судебных инстанций, длящимся не является, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня проведения проверки и составления акта по ее результатам, а со дня, когда вменено совершение административного правонарушения.
В силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг платежные документы, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, представляются потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом).
В рассматриваемом случае иной срок предоставления платежных документов договором управления многоквартирным домом не установлен, соответственно, за указанные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении период (с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года) нарушения при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению могли быть допущены обществом не позднее срока, установленного для представления платежных документов, а именно не позднее 01 декабря 2018 года и 01 января 2019 года.
Следовательно, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения общества к административной ответственности начал исчисляться не позднее указанных дат и истек в соответствующие даты по истечении трех месяцев - 01 марта 2019 года и 01 апреля 2019 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных норм мировой судья судебного участка N 3 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода, рассмотрев 26 апреля 2019 года настоящее дело об административном правонарушении, признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение лицензионных требований при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в периоды с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года за пределами срока давности привлечения общества к административной ответственности.
При пересмотре постановления мирового судьи данное обстоятельство оставлено вышестоящей судебной инстанцией без внимания и какой-либо правовой оценки.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 июля 2019 года, вынесенные в отношении ООО УК "Бурнаковская", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение лицензионных требований при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в периоды с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Шумилкова Н.М, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бурнаковская", удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 июля 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бурнаковская", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.