Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 23 апреля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Лагутина В.Н. к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, представителя Лагутина В.Н. - Сарычева А.В, возражавшего относительно доводов жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Лагутин В.Н. обратился в суд с иском к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет.
В исковом заявлении указано, что Лагутин В.Н. проходил военную службу в должности начальника группы хранения вооружения и техники (танковой) отдела хранения вооружения и техники (танкового) 10 гвардейской танковой дивизии (сокращенного состава) 20 гвардейской общевойсковой армии Московского военного округа. Непосредственно перед увольнением с военной службы истец находился в распоряжении командующего войсками округа. Первый контракт о прохождении военной службы истцом был заключен 1 декабря 1993 года. Выслуга лет в Вооруженных силах Российской Федерации составляет более 18 лет.
Приказом командующего войсками Западного военного округа (по личному составу) от 12 августа 2011 года N180 истец был уволен с военной службы с зачислением в запас - в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Приказом командира войсковой части 21108 (по строевой части) от 14 сентября 2011 года N178 с 13 октября 2011 года истец был исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Воронежской области по Богучарскому муниципальному району.
Лагутин В.Н. указывает, что в период прохождения военной службы по контракту ему совместно с дочерью Лагутиной Е.В, которая в настоящее время проходит обучение в высшем учебном заведении, на основании договора найма служебного помещения N259 от 21 февраля 2007 года была предоставлена служебная двухкомнатная квартира, по адресу: "адрес".
В период прохождения военной службы истец неоднократно обращался во 2 отдел (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при этом, последнее обращение было в августе 2018 года.
Однако, решением начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. N01-33/22/18 от 04 сентября 2018 года истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Основанием отказа является то, что истцом предоставлены документы, не подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также, в связи с тем, что с заявлением о постановке на вышеуказанный учет истец обратился после увольнения с военной службы.
Истец считает решение начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. незаконным и подлежащим отмене.
В связи с чем, просит признать незаконным и отменить решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. N01-33/22/18 от 04 сентября 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Лагутина В.Н. и его дочь - Лагутину Е.В.; обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 23 апреля 2019 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной Федеральным государственным казенным учреждением "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Первый кассационный суд 06 ноября 2019 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду нарушения норм процессуального и материального права.
Определением от 11 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, причина неявки не известна.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Материалами дела установлено, что Лагутин В.Н. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 01 августа 1992 года по 13 октября 2011 года.
Лагутин В.Н. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Выслуга лет в вооруженных силах: календарная - 18 лет 6 месяцев, в льготном исчислении - 23 года 6 месяцев.
Приказом командира войсковой части 21108 от 14 сентября 2011 года N178 Лагутин В.Н. с 13 октября 2011 года исключен из списков личного состава.
В период прохождения военной службы Лагутину В.Н. и его дочери Лагутиной Е.В, 24 февраля 2000 года рождения, было предоставлено жилое помещение на основании договора найма служебного помещения N259 от 21 февраля 2007 года - двухкомнатная "адрес" военном городке "адрес".
Лагутин В.Н. обратился к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ ""Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Дергунову А.В. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи: он и его дочь.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 04 сентября 2018 года N01-33/22/18 подполковнику запаса Лагутину В.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", поскольку заявителем представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Указано, что Лагутин В.Н. утратил статус военнослужащего с 14 сентября 2011 года в связи с увольнением с военной службы на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", до исключения из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы в установленном порядке с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не обращался, в связи с чем нуждающимся в жилом помещении не признавался.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя требования административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, в силу следующего.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил, в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании представленных в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 58-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Из анализа указанных норм следует, что реализация права военнослужащего на признание нуждающимся в жилом помещении и на получение жилого помещения носит заявительный характер. Для признания военнослужащего - гражданина, уволенного с военной службы, нуждающимся в жилом помещении, гражданин должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части.
Служебное жилое помещение, предоставленное семье административного истца по договору найма служебного жилого помещения от 21 февраля 2007 года, было ему предоставлено только на время прохождения военной службы.
Следовательно, Лагутин Е.В. проживал в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы. При этом наличие у административного истца служебного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии необходимой выслуги лет.
Согласно выписки из приказа N 180 от 12 августа 2011 года Лагутин Е.В. изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение постоянной жилой площади по установленным нормам.
Доказательств согласия Лагутина В.Н. на исключение из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы не предоставлено.
Вместе с тем вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лица, находящегося в запасе и не обеспеченного жильем, административным истцом не ставился. Лагутин Е.В. ссылался на неправомерное увольнение его с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Фактически заявитель просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Кроме того, вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих, которые подлежат увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, решаются не органами местного самоуправления, а специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, уволенный с военной службы Лагутин В.Н, не обеспеченный на момент увольнения с военной службы жилым помещением, должен быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренном Законом о статусе военнослужащих.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену судебных актов.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта
Поскольку таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.