Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Автодеев И.Г. на решение Новомосковского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению Автодеев И.Г. к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Васляева В.С, судебная коллегия
установила:
решением Новомосковского городского суда Тульской области от 18 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 мая 2019 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований Автодеев И.Г. к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и возложении обязанности по согласованию переустройства жилого помещения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Автодеев И.Г. обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просил об отмене состоявшихся по делу судебных актов, указывая на допущенные судами нижестоящих инстанций нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела административный истец Автодеев И.Г, административный ответчик администрация муниципального образования город Новомосковск, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Установлено, Автодееву И.Г. на праве собственности принадлежит "адрес" жилом "адрес". Указанный жилой дом подключен к сети центрального отопления, а в жилом помещении "адрес" оборудовано централизованное отопление.
Автодеевым И.Г. получены технические условия на установку индивидуального источника отопления в квартире, а акционерным обществом "Газпром газораспределение Тула" в городе Новомосковске" разработан рабочий проект на переустройство указанной квартиры.
С целью проведения переустройства жилого помещения Автодеев И.Г. обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения путем установки в квартире индивидуального отопления.
Решением администрации муниципального образования города Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ N Автодееву И.Г. в согласовании переустройства квартиры отказано на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства, а именно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 23 декабря 2014 года N 86, поскольку установка индивидуальных источников отопления в введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства отдельных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о законности оспариваемого решения администрации муниципального образования города Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку переустройство отопления квартиры с центрального на индивидуальное является переустройством квартиры и должно производиться с соблюдением требований законодательства, по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, в то время как Федеральным законом "О теплоснабжении" введен запрет на переход на индивидуальное отопление в квартирах многоквартирного дома.
С данным выводом следует согласиться.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данная норма носит отсылочный характер и, действительно устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307.
Так, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе.
Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 7 мая 2015 года N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно п.п. 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 N 154 в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Постановлением главы администрации муниципального образования город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема теплоснабжения муниципального образования город Новомосковск.
Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, подключен к центральной системе теплоснабжения. В утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования "адрес" не предусмотрены условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартиры в многоквартирном "адрес" по адресу: "адрес", находящегося в зоне действия источников централизованного теплоснабжения. Более того, данный акт содержит запрет на применение поквартирного отопления в строящихся объектах (многоквартирных жилых домах) и перевод отдельных квартир в существующих многоквартирных домах, находящихся в зонах действия источников централизованного теплоснабжения, на теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов.
Сведений о внесении изменений в указанную схему теплоснабжения муниципального образования город Новомосковск в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома материалы дела не содержат.
Таким образом, право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, которая в данном случае не запланирована.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций обоснованно признали решение администрации муниципального образования город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Автодееву И.Г. в согласовании переустройства жилого помещения законным и соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выполненный проект переустройства жилого помещения разработан без учета схемы теплоснабжения, которая не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах и повторяют позицию Автодеева И.Г, а потому не могут служить основанием для отмены постановленных по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе тех, на которые ссылается в поданной жалобе Автодеев И.Г, при рассмотрении дела судами не допущено.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, предусмотренных ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 18 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 мая 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Автодеев И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.