Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Возияна И.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Возияна И.П. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" (далее - МУ МВД России "Балашихинское") о признании акта изъятия паспорта недействительным, возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя Возияна И.П. адвоката Темнова С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Возиян И.П. обратился в суд с административным иском, в котором просил о признать незаконным акт изъятия паспорта МУ МВД России "Балашихинское", возложить обязанность выдать паспорт гражданина Российской Федерации. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 июня 2018 года начальником МП N ОВМ МУ МВД России "Балашихинское" по акту у него был изъят паспорт гражданина Российской Федерации, при этом основания изъятия паспорта в акте не указаны. Со слов сотрудников отдела МП N ОВМ МУ МВД России "Балашихинское" в электронной базе отсутствуют документы по оформлению гражданства на Возияна И.П, в связи с чем паспорт серии N, выданный ТП N ОУФМС России по "адрес" по городскому округу Железнодорожный ДД.ММ.ГГГГ изъят.
Возиян И.П. полагал, что действия МП N ОВМ МУ МВД России "Балашихинское" по изъятию паспорта гражданина Российской Федерации являются незаконными, нарушающими его права, поскольку лишают права на поездки не только за пределы Российской Федерации, но и препятствует передвижению по России; также не может совершить ни одного официального действия, в котором необходимо предъявить паспорт, в том числе получить почтовое отправление.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 30 января 2019 года административные требования Возиян И.П. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 июня 2019 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных требований Возияну И.П. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, административный истец Возиян И.П, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 июня 2019 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не находит.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений апелляционной инстанцией допущено не было.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что при решении вопроса о приеме (отказе в приеме) в гражданство в упрощенном порядке супруги административного истца - гражданки Украины ФИО7, УФМС России по Московской области по городскому округу Балашиха совместно с УФМС России по Московской области была проведена проверка. В результате проверки выявлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года уроженец "адрес" ССР Возиян И.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживал в "адрес".
3 августа 2005 года Возиян И.П. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии N, выданным посольством России в "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ - серии N, выданным ТП N ОУФМС России по "адрес" в городе "адрес". На основании указанного паспорта органом ФМС России (N) административному истцу выдан заграничный паспорт серии N.
Вместе с тем по сообщению консульского отдела посольства России в "адрес", данному на запрос миграционного органа, сведения о приеме в гражданство Российской Федерации Возияна И.П. отсутствуют. В электронной базе данных среди лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, Возиян И.П. не значится, указать основания выдачи заграничного паспорта также не представляется возможным из-за истечения срока хранения документов.
15 июня 2018 года МУ МВД России "Балашихинское" по акту изъяло у административного истца паспорта гражданина Российской Федерации серии N, выданный ДД.ММ.ГГГГ ТП N ОУФМС России по "адрес" по городскому округу Железнодорожный и серии N, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, выданный ФМС России 50013, в связи с нарушением установленного порядка их выдачи.
Согласно ответу архива внешней политики МИД России по Московской области следует, что в документальных материалах за ДД.ММ.ГГГГ год, поступивших на государственное хранение из консульского отдела посольства России в "адрес", сведения приобретения российского гражданства Возияном И.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют. В ежеквартальных списках за 2005 год указанный гражданин не значится. Списки за 1997 год на хранение в архив не поступали.
Удовлетворяя административные исковые требования Возияна И.П, суд первой инстанции исходил из того, что Возиян И.П. является гражданином Российской Федерации с 1997 года, а отсутствие сведений о нем в электронной базе данных "Гражданство" не является основанием для лишения административного истца гражданства Российской Федерации. При этом суд первой инстанции исходил из того, что приобретение российского гражданства Возияном И.П. в 1997 году подтверждается письменным ответом из консульского отдела Посольства России в "адрес" от 24 января 2019 года N/к и сведениями из архивной учетной карточки указанного консульского отдела.
Отменяя решение районного суда, и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемый акт изъятия паспорта является законным. В ответе архива внешней политики МИД России от Московской области, указано, что заявления лиц, приобретших российское гражданство в Посольстве Российской Федерации в Молдавии в 1997 году, направлены в архив внешней политики, в котором правоподтверждающих сведений нет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Из этого следует, что определение оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации является прерогативой федерального законодателя, а право на приобретение российского гражданства по какому-либо основанию, не носит абсолютного и безусловного характера и подлежит осуществлению в установленном федеральном законом порядке.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.
Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации предусмотрены статьей 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N "О гражданстве Российской Федерации".
Названный выше закон утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", статьей 5 которого определено, что гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации (статья 3)
Одним из документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, является паспорт гражданина с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года. Данное требование содержится в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (подпункт "д" части 1 пункта 45), предусматривающем также компетенцию полномочных органов при проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, запрашивать у соответствующих органов сведения о лице, в том числе о его месте жительства на 6 февраля 1992 года и позднее (часть 2 пункта 51).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года N, паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 указанного Положения для получения паспорта гражданин представляет, среди прочих, документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации.
Из материалов административного дела видно, что Возиян И.П. до 2005 года (в частности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) постоянно проживал и был зарегистрирован на территории "адрес"
Согласно свидетельству о рождении ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его отцом указан Возиян И.П, гражданин "данные изъяты" (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).
Сведений об отказе Возияна И.П. от гражданства иностранного государства ("данные изъяты") не имеется.
С 18 февраля 2009 года административный истец стал проживать, и был зарегистрирован на территории Московской области в городе Железнодорожный.
Доказательств постоянного проживания Возияна И.П. на территории Российской Федерации, а также приобретения гражданства Российской Федерации, в том числе на момент документирования паспортом гражданина Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 года N 779, от 7 июля 2016 года N 644)
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 11 марта 2014 года N 178, выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 30 ноября 2012 года N 391, с изменениями внесенными приказом ФМС России от 21 января 2014 года N 23, а именно: оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем; оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта; выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации; выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства Российской Федерации отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации; выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт.
Пунктом 3 указанного Положения, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности.
При изъятии паспорта составляется акт об изъятии паспорта (приложение к настоящему положению) в 2 (двух) экземплярах (пункт 5).
В акте об изъятии паспорта указываются дата, место, должность и фамилия лица, составившего акт об изъятии паспорта, фамилия, имя и отчество владельца паспорта, серия и номер изымаемого паспорта и причина его изъятия. Акт об изъятии паспорта подписывается лицом, его составившим, и утверждается руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности (пункт 6)
Владельцу паспорта выдается один экземпляр акта об изъятии паспорта. Владелец паспорта расписывается в получении акта об изъятии паспорта на втором экземпляре акта об изъятии паспорта (пункт 7).
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, заключением отдела УФМС России по "адрес" по городскому округу Балашиха, утвержденному начальником ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина Российской Федерации серии N, выданный ДД.ММ.ГГГГ ТП N ОУФМС России по "адрес" в городе Железнодорожный административному истцу признан незаконно выданным и подлежащим изъятию, а гражданин ФИО9 признан не состоявшим в гражданстве Российской Федерации. Заключение явилось основанием для изъятия у Возияна И.П. по оспариваемому акту паспорта.
Судебная коллегия полагает, что судом апелляционной инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции допущено не было.
Доводы кассационной жалобы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Возияна И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.