Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда города Липецка от 7 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Липецкой области) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 6 по Липецкой области обратилась в суд с заявлением о взыскании с Мещерякова В.В. недоимки по страховым взносам и пени за 2017 год в сумме 28 347 рублей 58 коп, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 23 400 рублей, пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 298 рублей 94 коп, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 4590 рублей, пени по указанным страховым взносам в размере 58 рублей 64 коп.
В обоснование административного иска указано, что Мещеряков В.В. на основании сведений, подтверждающих присвоение лицу статуса адвоката, зарегистрирован в качестве такового с 24 июня 2015 года. По состоянию на 22 марта 2018 года за административным ответчиком значится указанная выше недоимка по страховым взносам за 2017 год, на которую начислены пени за период с 10 января по 21 марта 2018 года.
Решением Советского районного суда города Липецка от 7 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 августа 2019 года, исковые требования налогового органа удовлетворены.
Мещеряков В.В. обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные решения отменить, а производство по административному делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что он является военным пенсионером, в связи с чем освобожден от обязанности уплаты таких взносов.
На кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Липецкой области в лице представителя Мотова М.В. принесен отзыв, в котором указывается об отсутствии оснований для удовлетворения поданной жалобы.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 октября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Материалами дела установлено, что административный ответчик, зарегистрированный в качестве адвоката с 24 июня 2015 года, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, в связи с чем ему также начислены пени на указанную задолженность.
На образовавшуюся задолженность должнику Мещерякову В.В. оформлено и направлено требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Мировым судьей судебного участка N 19 Советского судебного района города Липецка по заявлению Межрайонной ИФНС России N 6 по Липецкой области вынесен судебный приказ о взыскании с Мещерякова В.В. вышеуказанной задолженности по страховым взносам за 2017 год и начисленной пени, который 11 декабря 2018 года отменен.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда, удовлетворяя административный иск, исходил из того, что в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Мещеряков В.В, являющийся адвокатом и пенсионером по выслуге лет, обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере, исходя из стоимости страхового года.
Оснований не согласиться с данным выводом суда не имеется, поскольку он соответствует нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения (ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пп. 2 п. 1 ст. 6), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой - адвокатов, в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязал их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов и исходя из обязанности гарантировать всем лицам, уплачивающим страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, независимо от выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, федеральный законодатель предусмотрел для лиц, получающих пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", возможность одновременного получения назначенной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При этом размер трудовых пенсий (с 1 января 2015 года - страховых пенсий) застрахованных лиц, включая адвокатов, исчисляется с учетом всех сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц, а, следовательно, уплата страховых взносов позволяет им на равных условиях с иными застрахованными лицами увеличить размер пенсий.
Таким образом, адвокаты, получающие пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и осуществляющие уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, имеют право при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.
Данное правовое регулирование не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний ст. 35 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного.
В отличие от страховых взносов, уплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, страховые взносы на обязательное медицинское страхование обладают обезличенным характером, и, хотя их целевым назначением является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения, суммы взносов перечисляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц.
Сохранение за отдельными категориями граждан, являющихся получателями пенсии по Закону N 4468-1, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.
Таким образом, доводы кассационной жалобы административного ответчика о том, что он, являясь лицом, получающим пенсию за выслугу лет, освобожден от обязанности по уплате дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, судебной коллегией по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены судами правильно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых решений, в том числе и тех, что указаны в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 7 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.