Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Зюзюкина А.Н, Омаровой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никульниковой Л.В. к Управлению ветеринарии по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области "Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных", Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курским областям, Департаменту финансов Орловской области о признании незаконным отказа в выдаче акта об отчуждении животных, взыскании ущерба, причиненного в результате отчуждения животных, по кассационной жалобе Никульниковой Л.В.
на решение Ливенского районного суда Орловской области от 29 марта 2019 г. по делу N 2-1-246/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июля 2019 г. по делу N 33-1811.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н, выслушав объяснения Никульниковой Л.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Никульникова Л.В. является собственником личного подсобного хозяйства, расположенного на территории "адрес", в котором по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержала "данные изъяты" голов свиней.
Указом Губернатора Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской области", территория "адрес" признана второй угрожаемой зоной, где были введены ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней (АЧС).
ДД.ММ.ГГГГ Никульникова Л.В. обратилась в Бюджетное учреждение Орловской области "Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее- БУОО "Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных") с заявлением о проведении обследования принадлежащих ей свиней на предмет "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ в хозяйстве Никульниковой Л.В. было подтверждено заболевание АЧС у "данные изъяты" свиней, которые были "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ в хозяйстве Никульниковой Л.В. произведен убой оставшихся "данные изъяты" свиней.
Указом Губернатора Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской "адрес"" территорию свиноводческих помещений индивидуального предпринимателя ФИО2, расположенных в "данные изъяты", постановлено считать "данные изъяты".
Утвержден план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага АЧС и предотвращению распространения возбудителя болезни на отдельных территориях области, которым предусмотрено, в том числе, уничтожение индивидуальным предпринимателем Никульниковой Л.В. и БУОО "Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных" свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, организация и проведение изъятия (отчуждения) животных из ФИО3 угрожаемой зоны.
Решение об изъятии (отчуждении) животных из свиноводческих помещений индивидуального предпринимателя Никульниковой Л.В. не принималось.
По причине отсутствия такого решения Никульниковой Л.В. отказано в выдаче акта об отчуждении животных и продуктов животноводства, необходимого для получения компенсации материального ущерба из средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
В исковом заявлении к Управлению ветеринарии Орловской области, БУОО "Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных" Никульникова Л.В. просила признать незаконным отказ Управления ветеринарии по Орловской области в выдаче акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 310, взыскать с Управления ветеринарии по ФИО1 "адрес" единовременную денежную компенсацию в связи с отчуждением животных в размере "данные изъяты" руб.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ФИО1 и Курским областям, Департаменту финансов ФИО1 "адрес".
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 29 марта 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июля 2019 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Никульниковой Л.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как принятых с нарушениями норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований к отмене вступивших в законную силу судебных актов не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Африканская чума свиней приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" отнесена к особо опасным болезням животных (пункт 4 Перечня).
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в частности, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Перечень действий, направленных на предупреждение и ликвидацию АЧС, предусмотрены Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации АЧС, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ
Данной инструкцией определены мероприятия для эпизоотического очага АЧС (свиноводческие фермы, отдельные свинарники, скотобазы, свиноводческие лагеря, подсобные хозяйства, населенные пункты или их часть, отдельные дворы); ФИО3 угрожаемой зоны (территория, непосредственно прилегающая к эпизоотическому очагу АЧС на глубину 5- 20 км от его границ; второй угрожаемой зоны (территория, опоясывающая ФИО3 угрожаемую зону, глубиной до 100 - 150 км от эпизоотического очага).
Изъятие животных как мера при ликвидации очагов особо опасных болезней предусмотрено статьей 19 Закона о ветеринарии, Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации АЧС, - в виде закупки свиней у населения в ФИО3 угрожаемой зоне (пункты 4.3, 5.2.2), нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Мероприятия в эпизоотическом очаге предусматривают исключительно уничтожение всех находящихся в эпизоотическом очаге свиней бескровным методом со сжиганием на месте трупов убитых и павших свиней, навоза, остатков кормов, тары, малоценного инвентаря, ветхих помещений, деревянных полов, кормушек, перегородок, изгородей (пункт 4.4.2 Инструкции).
Аналогичные мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию "данные изъяты", предусмотрены Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как установлено судами и следует из материалов дела, указом Губернатора Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях ФИО1 "адрес"" не предусматривается изъятие животных с территории свиноводческих помещений индивидуального предпринимателя Никульниковой Л.В. Территория личного подсобного хозяйства истца признана эпизоотическим очагом по "данные изъяты", не относится к ФИО3 угрожаемой зоне, в пределах которой осуществляется выкуп (закупка) животных.
В соответствии с положениями статей 17-19 Закона о ветеринарии, Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, Ветеринарных правил, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 213, утвержденным указом Губернатора Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N планом мероприятий по ликвидации эпизоотического очага "данные изъяты" предусмотрено уничтожение индивидуальным предпринимателем Никульниковой Л.В. и БУОО "Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных" свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, организация и проведение изъятия (отчуждения) животных из ФИО3 угрожаемой зоны.
Таким образом, установив обстоятельства дела по представленным доказательствам и правильно применив нормы материального права, суды при разрешении спора обоснованно исходили из того, что свиньи из личного подсобного хозяйства истца, признанного эпизоотическим очагом АЧС, подлежали уничтожению собственником, а не передаче в превентивных целях за определенную компенсацию области для определения их дальнейшей судьбы.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что решению об уничтожении животных должно было предшествовать решение об их изъятии, на приведенных выше нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, не основана.
Привлечение к процессу умерщвления животных и сжиганию их трупов сотрудников БУОО "Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных" совершалось по запросу Никульниковой Л.В. и вопреки доводам кассационной жалобы этот факт не означает попадание этой процедуры под случаи, следствием которых является компенсация ущерба. На это обстоятельство правомерно указали суды.
Ссылка в кассационной жалобе о том, что в своем обращении Никульникова Л.В. не просила об умерщвлении всех животных, правового значения не имеет, поскольку уничтожение всех находящихся в эпизоотическом очаге свиней бескровным методом со сжиганием на месте трупов убитых и павших свиней предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
Ссылка в кассационной жалобе на незаконность действий по уничтожению животных до того, как территорию свиноводческих помещений Никульниковой Л.В. было постановлено считать эпизоотическим очагом по "данные изъяты", отклоняется.
Законодатель не ставит исполнение мероприятий по ликвидации очага АЧС в зависимость от принятия руководителем исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают законности выводов судов и не образуют обозначенные основания для кассационного пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 29 марта 2019 г. по делу N 2-1-246/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июля 2019 г. по делу N 33-1811. Оставить без изменений, кассационную жалобу Никульниковой Л.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.