Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вершининой Галины Леонидовны на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 14 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 сентября 2019 года по административному делу по ее административному исковому заявлению к Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вершинина Г.Л. обратилась в суд с требованием о признании незаконным бездействия Администрации Орджоникидзевского района г. Перми по организации работы образованной при ней Межведомственной комиссии с целью признания аварийным и подлежащим сносу дома, расположенного по адресу: "адрес", "данные изъяты" ссылаясь на незаконное отнесение указанного дома к нежилым.
Решением Орджоникидзевского районного суда города Перми от 14 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 сентября 2019 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 06 ноября 2019 года, Вершинина Г.Л. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные с нарушением норм материального права и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Вершинина Г.Л, представители административного ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Перми, заинтересованных лиц Администрации г. Перми, ООО "Уютный дом", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. От Администрации Орджоникидзевского района г. Перми поступили возражения на жалобу, в которых заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, остальные лица о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее Администрации Орджоникидзевского района г. Перми, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 во исполнение данной нормы утверждено "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Согласно пунктам 7, 42-44 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, является межведомственная комиссия.
Судами при рассмотрении дела установлено, что на основании решения Орджоникидзевского районного суда города Перми от 20 февраля 2018 года за Вершининой Г.Л. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", "данные изъяты" по договору социального найма.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений Администрации г. Перми от 12 октября 2018 года указанное жилое помещение признано непригодным для проживания граждан.
21 февраля 2019 года Вершинина Г.Л. обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района г. Перми с заявлением о проведении межведомственной комиссии по вопросу признания здания, расположенного по адресу: "адрес", "данные изъяты", аварийным и подлежащим сносу.
20 марта 2019 года Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми Вершининой Г.Л. был дан ответ, согласно которому рассмотрение поставленного в обращении вопроса не входит в компетенцию межведомственной комиссии, Вершининой Г.Л. предложено обратиться в суд с исковым заявлением о предоставлении другого жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований Вершининой Г.Л, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми незаконного бездействия не допущено, поскольку межведомственная комиссия в муниципальном образовании в установленном порядке сформирована.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами, дополнительно указав, что решение о признании аварийным и подлежащим сносу может быть принято межведомственной комиссией только в отношении многоквартирного жилого дома, к которым указанный Вершининой Г.Л. объект недвижимости не относится.
Из анализа положений пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 7, 42, 44-47 Положения, следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих судебных инстанций исходили из того, что Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми такая комиссия образована.
При этом судами не учтено, что бездействие административного ответчика по созданию межведомственной комиссии Вершининой Г.Л. не оспаривалось.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Требование административного истца по организации работы образованной межведомственной комиссии с целью признания аварийным и подлежащим сносу конкретного дома судами, по существу, разрешено не было.
Поскольку уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, является межведомственная комиссия, судам следовало оценить ответ Администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 20 марта 2019 года с учетом имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, круг которых определен частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поэтому, исходя из доводов иска и возражений Администрации Орджоникидзевского района г. Перми, судам следовало также проверить отнесение объекта, расположенного по адресу: "адрес" "данные изъяты" к жилым домам.
Между тем, данное обстоятельство судами не проверено, оценка доводам о преюдициальном значении решения Орджоникидзевского районного суда города Перми от 20 февраля 2018 года по делу N 2-20/2018, не дана.
При таких обстоятельствах выводы судов не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, поэтому принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.
В связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 14 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 сентября 2019 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.