Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаджихановой Руганият Дадаевны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 января 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2019 года по административному делу N 2а-1499/2019 по ее административному исковому заявлению о признании незаконным решения открытого акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" по вопросу участия в программе улучшения жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаджиханова Р.Д. обратилась в суд с требованиями о признании незаконным решения ОАО "Ипотечное агентство Югры" N 7142 от 02 октября 2018 года о снятии с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы" (далее - Программа) и уведомления N 7143 от 02 октября 2018 года об отказе в предоставлении субсидии в рамках указанной программы.
В обоснование доводов иска Гаджиханова Р.Д. указала, что с 2010 года являлась участником Программы, она не имеет на территории Российской Федерации в собственности недвижимого имущества, поэтому оснований для лишения ее мер государственной поддержки не имелось.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2019 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 06 ноября 2019 года, срок для подачи которой восстановлен определением судьи от 20 ноября 2019 года, Гаджиханова Р.Д. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований административного истца.
Административный истец Гаджиханова Р.Д, административный ответчик ОАО "Ипотечное агентство Югры", заинтересованное лицо Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в целях создания условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 07 апреля 2006 года N 67-п утвержден Порядок реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы.
Как установлено при рассмотрении дела, 25 декабря 2010 года Гаджиханова Р.Д. поставлена на регистрационный учет для предоставления субсидии по подпрограмме "Доступное жилье молодым" как молодая семья, имеющая детей.
08 августа 2018 года она была уведомлена о возникновении права на получение субсидии в текущем финансовом году.
Однако, по результатам рассмотрения полученной информации 02 октября 2018 года ОАО "Ипотечное агентство Югры" было принято решение о снятии Гаджихановой Р.Д. с учета и исключении из Единого списка участников Программы, она была уведомлена об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта 7 пункта 2.12 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 07 апреля 2006 года N 67-п.
Названной нормой предусмотрено, что граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из Единого списка в случаях выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений.
Подпунктами 1, 7 пункта 3.6 данного Постановления также закреплено, что в предоставлении субсидии отказывается в случаях: отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии); выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих инстанций правильно истолковали и применили положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, с учетом правил частей 8, 9 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верно определили и установили юридически значимые для разрешения спора обстоятельства и на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные доказательства, суды пришли к мотивированному выводу, что основание для отказа в предоставлении субсидии административным ответчиком подтверждено.
Факт предоставления недостоверных сведений при постановке на учет, а именно сокрытия сведений о наличии у нее в собственности с 11 октября 2007 года на территории Российской Федерации недвижимого имущества: домовладения, расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью 51 м?, Гаджиханова Р.Д, по сути, не оспаривает.
При этом, как установлено судами и следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 января 2019 года, Гаджиханова Р.Д. является единственным собственником этого жилого домовладения.
Суды нижестоящих судебных инстанций правильно отклонили доводы Гаджихановой Р.Д. о прекращении её права собственности на это домовладение на основании соглашения о разделе имущества от 01 октября 2010 года.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции до 29 декабря 2015 года) общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению.
Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права.
Поскольку переход права собственности на основании соглашения о разделе имущества не зарегистрирован, вывод судов о наличии в собственности Гаджихановой Р.Д. недвижимого имущества на момент постановки на регистрационный учет для целей предоставления субсидии соответствует материалам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Поэтому не согласиться с выводом судов о том, что оспариваемые решения приняты ОАО "Ипотечное агентство Югры" в соответствии с компетенцией и установленной законом процедурой, соответствуют положениям законодательства, и права административного истца не нарушают, оснований не имеется.
В целом, доводы кассационной жалобы направлены исключительно на переоценку исследованных нижестоящими судами доказательств, были предметом проверки судов и мотивированно ими отклонены.
Учитывая, что выводы, изложенные в судебных постановлениях судов первой и апелляционной инстанций, соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 января 2019 года, апелляционное определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гаджихановой Руганият Дадаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.