Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Чирковой Т.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мелехиной Надежды Семеновны на апелляционное определение Тюменского областного суда от 08 апреля 2019 года по административному делу N 2а-604/2019 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N1 к Мелехиной Надежде Семеновне о взыскании страховых взносов, пени, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 (далее ИФНС России по г.Тюмени N 1) обратилась в суд с административным иском к Мелехиной Н.С. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год: на обязательное пенсионное страхование в размере 20 838, 77 руб, из них: налог в сумме 20 475 руб, пени в сумме 363, 77 руб.; на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 087, 60 руб, из них: налог в сумме 4 016, 25 руб, пени в сумме 71, 35 руб.; а также пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации за период до 01 января 2017 года в размере 5 500, 11 руб, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период до 01 января 2017 года в размере 325, 71 руб.
В обоснование требований указали, что Мелехина Н.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 18.04.2012 г. по 15.11.2017 г, то есть являлась плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование в указанный период не исполнена. В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате страховых взносов должнику начислены пени.
Решением Калининского районного суда г.Тюмени от 21 января 2019 года в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г.Тюмени N1 к Мелехиной Н.С. о взыскании страховых взносов, пени отказано.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от 08 апреля 2019 года решение Калининского районного суда г.Тюмени от 21 января 2019 года в части отказа во взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год и пени отменено, по административному делу в указанной части принято новое решение. С Мелехиной Н.С. в пользу ИФНС России по г. Тюмени N 1 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 20838, 77 руб, из них: налог в сумме 20475 руб, пени в сумме 363, 77 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4087, 60 руб, из них: налог в сумме 4016, 25 руб, пени в сумме 71, 35 руб. С Мелехиной Н.С. взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования г. Тюмень в размере 947, 79 руб. В остальной части решение Калининского районного суда г. Тюмени от 21 января 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мелехина Н.С. просит отменить апелляционное определение Тюменского областного суда от 08 апреля 2019 года и оставить в силе решение Калининского районного суда г.Тюмени от 21 января 2019 года, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанций.
В возражениях на кассационную жалобу ИФНС России по г.Тюмени N 1 просит апелляционное определение Тюменского областного суда от 08 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мелехиной Н.С. - без удовлетворения.
Мелехина Н.С, представитель ИФНС России по г.Тюмени N 1 в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01.01.2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что в период с 18 апреля 2012 года по 15 ноября 2017 года Мелехина Н.С. являлась плательщиком страховых взносов - индивидуальным предпринимателем.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2017 год Мелехиной Н.С. направлено требование от 28 февраля 2018 года об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа N 338244, согласно которому за Мелехиной Н.С. числится задолженность за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 20475 рублей, пени в размере 363, 77 рублей, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 4016, 25 рублей, пени в размере 71, 35 рублей, а также начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации за период до 01 января 2017 года в размере 5 500, 11 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период до 01 января 2017 года в размере 325, 71 рублей. Срок исполнения до 30 марта 2018 года.
Указанное требование в добровольном порядке плательщиком страховых взносов Мелехиной Н.С. не исполнено.
Процедура взыскания недоимки по страховым взносам, в том числе срок обращения в суд, налоговым органом соблюдена.
Разрешая требования ИФНС России по г.Тюмени N 1 и отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, подтверждающих возникновение обязанности Мелехиной Н.С. по уплате страховых взносов, наличие задолженности по уплате обязательных платежей, а также доказательств, подтверждающих размер задолженности, правильность его исчисления, сроки обращения в суд административным истцом суду не представлено.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с выводом суда первой инстанции в части отказа во взыскании с Мелехиной Н.С. пени, начисленных на недоимку за период до 01 января 2017 года, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 5500, 11 руб, и пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 325, 71 рублей.
Вместе с тем, судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2017 год и соответствующей пени.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию; сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции установив, что ИФНС России по г.Тюмени N1 суммы страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование за 2017 год и предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в связи с несвоевременной уплатой указанных страховых взносов, исчислены правильно, с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа, а после отмены определением мирового судьи от 10.09.2018 года судебного приказа от 02.08.2018 года в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением от 04.12.2018 г. административный истец обратился в установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, пришел к правильному выводу о том, что административные исковые требования налогового органа о взыскании с Мелехиной Н.С. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 20838, 77 руб, из них: налог в сумме 20475 руб, пени в сумме 363, 77 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4087, 60 руб, из них: налог в сумме 4016, 25 руб, пени в сумме 71, 35 руб. подлежат удовлетворению, поскольку факт неисполнения Мелехиной Н.С. обязанности по уплате страховых взносов за 2017 год, в указанном размере, нашел свое подтверждение.
Доводы кассационной жалобы о том, что административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие обязанность Мелехиной Н.С. по уплате страховых взносов, наличие задолженности, размер задолженности и правильность его исчисления, а также соблюдения срока обращения в суд, несостоятельны.
Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации оговорена обязанность плательщика страховых взносов самостоятельного исчисления суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса. Согласно статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в установленный законом срок. А неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что к административному исковому заявлению ИФНС России по г.Тюмени N1 в соответствии с требованиями статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копия требования N 338244 об уплате страховых взносов и пени, список заказной почтовой корреспонденции, подтверждающий направление требования плательщику страховых взносов, расчет суммы страховых взносов за 2017 год, расчет суммы пени.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
10 сентября 2018 года мировым судьей судебного участка N 5 Калининского судебного района по г.Тюмени N1 вынесено определение об отмене судебного приказа от 02 августа 2018 года о взыскании с Мелехиной Н.С. задолженности по страховым взносам и пени.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным иском в суд ИФНС России по г.Тюмени N 1 обратилась 04 декабря 2018 года, то есть в установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что административные исковые требования налогового органа о взыскании с Мелехиной Н.С. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год и начисленных на них пени, подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Тюменского областного суда от 08 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мелехиной Надежды Семеновны - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.