Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Чирковой Т.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юлташевой Риммы Раписовны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 11 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27 мая 2019 года по административному делу N 2а-1556/2019 по административному иску Юлташевой Риммы Раписовны к Главному управлению строительства Тюменской области о признании приказа незаконным, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы
УСТАНОВИЛА:
Юлташева Р.Р. обратилась в суд с административным иском к Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконным приказа от 17 сентября 2018 года N 697-од об исключении ее из реестра пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Требования Юлташевой Р.Р. мотивированы тем, что в 2014 году по договору долевого участия в строительстве, заключенному с закрытым акционерным обществом "Тюменский строитель" (далее т - ЗАО "Тюменский строитель"), ею приобретена квартира "адрес", общей площадью 46, 75 кв.м, расположенная на 3 этаже многоквартирного жилого дома ГП-7 по адресу: г. Тюмень, "адрес"; также в 2014 году по договору уступки прав и обязанностей, заключенному с закрытым акционерным обществом "Консалтинговая группа "Помощь" (далее - ЗАО "Консалтинговая группа "Помощь") ею приобретены права требования от застройщика ЗАО "Тюменский строитель" в отношении однокомнатной квартиры N "адрес", общей площадью 46, 77 кв.м, расположенной в названном многоквартирном жилом доме. Обязательства по договору долевого участия в строительстве и договору уступки прав ЗАО "Тюменский строитель" не исполнило. Арбитражным судом Тюменской области застройщик признан несостоятельным (банкротом). В 2015 году приказом Главного управления строительства Тюменской области Юлташева Р.Р. включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и нарушены права. 01 августа 2018 года в собственность Юлташевой Р.Р. передана квартира N "адрес" в жилом доме "адрес". В адрес Юлташевой Р.Р. от Главного управления строительства Тюменской области поступило уведомление, от 18 сентября 2018 года, согласно которому административный истец исключена из реестра пострадавших граждан в связи с удовлетворением требования пострадавшего гражданина. Полагает, что оснований для исключения ее из реестра у административного ответчика не имелось.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 11 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27 мая 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Юлташевой Р.Р. отказано.
В кассационной жалобе Юлташева Р.Р. просит отменить решение Центрального районного суда г. Тюмени от 11 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27 мая 2019 года и принять по административному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В суде кассационной инстанции Юлташева Р.Р. и ее представитель Ясько С.А. на удовлетворении кассационной жалобы настаивали по приведенным в жалобе основаниям.
Представители Главного управления строительства Тюменской области, ЖСК "Просторный", в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что 25 марта 2014 года между ЗАО "Тюменский строитель" и ЗАО "Консалтинговая группа "Помощь" заключен договор N ГП7-11 участия в долевом строительстве, в соответствии с которым стороны договорились о строительстве объекта - однокомнатной квартиры, проектный номер "адрес", проектный подъезд 1, этаж 3, проектной площадью 42.93 кв.м, общей оплачиваемой площадью 46.75 кв.м, в жилом доме "адрес" в составе многоэтажных домов с объектами соцкультбыта, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, "адрес".
15 сентября 2014 года ЗАО "Консалтинговая группа "Помощь" заключило договор с Юлташевой Р.Р, предметом которого являлась уступка прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве N ГП7- 11 - однокомнатной квартиры "адрес".
01 сентября 2014 года между ЗАО "Тюменский строитель" (застройщик) и административным истцом Юлташевой Р.Р. (участник) заключен договор N ГП7-83 участия в долевом строительстве, в соответствии с которым застройщик привлекает участника к инвестированию строительства объекта в виде однокомнатной квартиры, проектный номер 83, проектный подъезд 3, этаж 3, проектной площадью 42.93 кв.м, общей оплачиваемой площадью 46.75 кв.м, в жилом доме ГП-7 в составе многоэтажных домов с объектами соцкультбыта, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, район улиц Тихая - Просторная.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02 апреля 2015 года ЗАО "Тюменский строитель" признано банкротом, введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 19 мая 2015 года (дело N А70-1897/2014), удовлетворено заявление Юлташевой Р.Р. о включении в реестр требований кредиторов ЗАО "Тюменский строитель" о передаче жилых помещений в отношении однокомнатной квартиры по проекту N "адрес".
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 02 июня 2015 года (дело N А70-1897/2014), Юлташева Р.Р. включена в реестр требований кредиторов должника ЗАО "Тюменский строитель" в отношении однокомнатной квартиры по проекту N "адрес".
Приказом Главного управления строительства по Тюменской области N 695-од от 31 августа 2015 года Юлташева Р.Р, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного жилого дома ГП-7, признана пострадавшей и включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
24 июля 2017 года между Правительством Тюменской области и ООО "Зеленый мыс" заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является развитие жилищного строительства в Тюменской области восстановление жилищных прав граждан - участников долевого строительства.
Согласно названному соглашению, ООО "Зеленый мыс" обеспечивает за счет собственных средств силами привлеченного генерального подрядчика завершение строительства и ввод в эксплуатацию многоквартирного дома "данные изъяты" в районе улиц "адрес" в г. Тюмени в срок не позднее 4 квартала 2018 года.
В целях удовлетворения потребности граждан - участников долевого строительства объектов "данные изъяты" в жилье, образованы жилищно-строительные кооперативы. При этом участники долевого строительства объекта "данные изъяты" приняты в ЖСК "Просторный", а участники долевого строительства объекта "данные изъяты" приняты в ЖСК "Тихий".
В соответствии с планом-графиком по осуществлению мер по решению проблем включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным Губернатором Тюменской области, при содействии Правительства Тюменской области со всеми гражданами-участниками строительства объекта "данные изъяты" заключены договоры мены паев, согласно которым членам ЖСК "Просторный" передавались паи в ЖСК "Тихий" в виде жилых помещений в объекте "данные изъяты".
26 января 2018 года между Юлташевой Р.Р. и ИП Сеньковым Е.В. заключен договор мены паев N 168/83, согласно которому ИП Сеньков Е.В. обязуется передать Юлташевой Р.Р. пай в ЖСК "Тихий", соответствующий праву на получение в собственность недвижимого имущества в виде двухкомнатной квартиры N "данные изъяты", общей оплачиваемой площадью 55, 44 кв.м, расположенной на 8 этаже жилого дома "данные изъяты", а Юлташева Р.Р. обязуется передать ИП Сенькову Е.В. пай в ЖСК "Просторный", соответствующий праву на получение в собственность недвижимого имущества в виде однокомнатной квартиры N "данные изъяты", общей оплачиваемой площадью 46, 75 кв.м, расположенной на 3 этаже жилого дома "данные изъяты". О передаче паев составлен акт приема-передачи.
Жилой дом "данные изъяты" введен в эксплуатацию 01 августа 2018 года, квартира N "данные изъяты" передана в собственность Юлташевой Р.Р.
В рамках указанного соглашения ООО "Зеленый мыс" за счет собственных средств обеспечило завершение строительства дома "данные изъяты", жилой дом был введен в эксплуатацию. При этом, граждане, участники строительства "данные изъяты", приняты в члены ЖСК "Просторный", граждане - участники строительства "данные изъяты" - в ЖСК "Тихий". Юлташева Р.Р. стала членом ЖСК "Просторный". ИП Сеньков Е.В. являлся членом ЖСК "Тихий".
26 января 2018 года между ИП Сеньковым Е.В. (сторона-1) и Юлташевой Р.Р. (сторона-2) заключен договор мены паев N 168/11, согласно которому сторона - 1 обязуется передать стороне - 2 пай в ЖСК "Тихий" соответствующий праву стороны 1 на получение в собственность недвижимого имущества в виде двухкомнатной квартиры N "данные изъяты" (по проекту), общей оплачиваемой площадью 55.44 кв.м, в том числе площадью квартиры 53.93 кв.м, расположенной на 8 этаже, жилого дома "данные изъяты", расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером N. Сторона-2 обязуется передать стороне-1 пай в ЖСК "Просторный" соответствующий праву стороны - 2 на получение в собственность недвижимого имущества в виде однокомнатной квартиры N N общей оплачиваемой площадью 46.77 кв.м, в том числе площадью квартиры 42.95 кв.м, расположенных на 3 этаже, жилого дома N, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером N.
27 августа 2018 года Юлташевой Р.Р. по акту приема-передачи пая (квартиры) N N передана в собственность двухкомнатная квартира N N, на 8 этаже, площадью 56, 0 кв.м, по адресу: г.Тюмень, "адрес".
Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 17 сентября 2018 года N 697-од Юлташева Р.Р. исключена из реестра пострадавших граждан.
18 сентября 2018 года Юлташева Р.Р. уведомлена об исключении из реестра пострадавших граждан в связи с удовлетворением требований пострадавшего гражданина на основании приказа Главного управления строительства Тюменской области от 17 сентября 2018 года N 697-од.
Разрешая требования Юлташевой Р.Р, суд первой инстанции, установив, что Главное управление строительства Тюменской области исполнило свои обязательства перед административным истцом, пришел к выводу, что оспариваемый приказ Главного управления строительства Тюменской области принят в соответствии с требованиями закона и не нарушает прав заявителя.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (статья 23 названного закона).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В силу части 2.1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ контролирующий орган осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Минстроя России от 12.08.2016 года N 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан.
Согласно пп. 2 п. 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных указанным Приказом, пострадавший гражданин подлежит исключению из реестра в случае удовлетворения требований пострадавшего гражданина способом, свидетельствующим о восстановлении его нарушенных прав.
Учитывая, что Юлташевой Р.Р. была предоставлена в собственность двухкомнатная квартира по адресу: г.Тюмень, "адрес", суды первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам кассационной жалобы, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что основанием для приобретения права собственности Юлташевой Р.Р. на квартиру N "адрес" был договор мены паев от 26 января 2018 года N 168/83, а не договор мены паев от 26 января 2018 года N 168/11, не могут быть приняты во внимание виду следующего.
26 января 2018 года между Юлташевой Р.Р. и ИП Сеньковым Е.В. заключен договор мены паев N 168/83. Жилой дом "данные изъяты" введен в эксплуатацию 01 августа 2018 года и двухкомнатная квартира N "данные изъяты" передана в собственность Юлташевой Р.Р.
В материалы дела административным ответчиком представлена копия договора мены паев N 168/11от 26 января 2018 года между ИП Сеньковым Е.В. и Юлташевой Р.Р. заключен, согласно которому ИП Сеньков Е.В. обязуется передать Юлташевой Р.Р. пай в ЖСК "Тихий" соответствующий праву ИП Сенькова Е.В. на получение в собственность недвижимого имущества в виде двухкомнатной квартиры N "данные изъяты" (по проекту). Подлинник указанного договора не представлен, а факт заключения такого договора Юлташевой Р.Р. оспаривается.
Между тем, в данном случае не имеет правового значения, в обмен на какую из двух приобретенных квартир в "данные изъяты" Юлташевой Р.Р. была передана двухкомнатная квартира в "данные изъяты".
Указание в жалобе на то, Юлташева Р.Р. была включена в Реестр пострадавших граждан с требованием о передаче в собственность квартиры N "данные изъяты", а договор мены паев N 168/83 от 26 января 2018 года не был заключен при участи Правительства Тюменской области и не являлся основанием для издания оспариваемого приказа, не влечет отмену судебных актов, поскольку выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергает.
Ни в приказе Главного управления строительства Тюменской области от 31 августа 2015 года N 695-од о признании Юлташевой Р.Р. пострадавшей и включении в реестр, ни в приказе Главного управления строительства Тюменской области от 17 сентября 2018 года N 697-од об исключении административного истца из реестра пострадавших граждан, не содержится номер жилого помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме "данные изъяты".
Доводы жалобы не могут служить основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку оказание мер социальной поддержки направлено на защиту жилищных прав указанных граждан, а не на возмещение им убытков и имущественного вреда. Законодательством не предусмотрено неоднократного оказания мер социальной поддержки в зависимости от количества договоров, в связи с неисполнением обязательств по которым гражданин полежит включению в реестр пострадавших граждан.
Вопреки доводам кассационной жалобы решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 11 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юлташевой Риммы Раписовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.