N 2а-156/2019
N 88а-899/2019
г. Краснодар |
5 декабря 2019 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу Абдулгафурова Г.И. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Абдулгафурова Г.И. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
Абдулгафуров Г.И. обратился в Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды на земельный участок.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что администрацией Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Яшалтинского РМО Республики Калмыкия) ему отказано в предоставлении земельного участка для выпаса сельскохозяйственных животных в аренду без проведения торгов сроком на 15 лет со ссылкой на отсутствие для этого правовых оснований. Считает, что указанные действия ответчика не соответствуют положениям пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено право граждан на предоставление им в аренду без проведения торгов находящегося в муниципальной собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения для выпаса сельскохозяйственных животных.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов выдан в пределах компетенции вынесшего его лица, соответствовал требованиям закона, факт нарушения прав административного истца данным решением не установлен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 сентября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Абдулгафуров Г.И. ставит вопрос об отмене решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 сентября 2019 года. По мнению административного истца, при наличии крупно-рогатого скота в количестве 170 голов испрашиваемый размер земельного участка полностью соответствует всем нормативам и подлежит предоставлению в аренду без проведения торгов в соответствии с поданным им заявлением на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Указывает, что на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия "О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия" возможно рассчитать размер земельного участка и предоставить его в аренду без торгов.
Определением судьи от 11 ноября 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад, объяснения Абдулгафурова Г.И, поддержавшего доводы жалобы, представителя административного ответчика Манджиева С.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд пришел к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
Из статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ (пункт 1).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый административным истцом в аренду земельный участок для выпаса сельскохозяйственных животных площадью 1829 га с кадастровым номером N находится в муниципальной собственности.
Абдулгафуров Г.И. имеет личное подсобное хозяйство, крупный рогатый скот в количестве 170 голов. Его животноводческая стоянка расположена на земельном участке, смежном с тем, который он желает взять в аренду. При этом главой крестьянского (фермерского) хозяйства он не является.
Частью 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0, 5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Земельные отношения в Республике Калмыкия урегулированы Законом Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", пунктом 5 статьи 6 которого установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собстаенности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2, 5 га.
С учетом приведенных норм права судебные инстанции обоснованно признали отказ администрации Яшалтинского РМО Республики Калмыкия в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов законным, поскольку административный истец, имея личное подсобное хозяйство, не являясь главой крестянского (фермерского) хозяйства, не вправе претендовать на испрашиваемый земельный участок площадью 1829 га ввиду максимально установленного законом размера 2, 5 га.
Доводы кассационной жалобы о возможности расчитать с учетом имеющегося у него количества крупно-рогатого скота на основании постановления Правительства Республики Калмыкия "О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия" размер земельного участка и предоставить его в аренду без торгов не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом спора в настоящем административном деле является отказ в предоставлении земельного участка с конкретной площадью и местом расположения.
По существу, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
При таких обстоятельствах приведенные оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдулгафурова Г.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.