N 2а-1798/2019
г. Краснодар |
26 ноября 2019 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Малаевой В.Г, Капункина Ю.Б.
рассмотрел кассационную жалобу Кадубинского А..П. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 9 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года по административному исковому заявлению Кадубинского А.П. к муниципальному образованию г. Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальмановой Э.К, суд
установил:
Кадубинский А.П. обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением об оспаривании отказа в оказании муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности".
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края (далее - департамент) 19 сентября 2018 года незаконно отказал в возмездном приобретении земельного участка путем перераспределения собственного земельного участка и земель государственной или муниципальной собственности.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что подготовленная административным истцом схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных Земельным кодексом Российский Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадубинский А.П. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 9 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года.
По мнению заявителя, административным ответчиком не указано, какой именно пункт статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации будет нарушен в результате заключения соглашения о перераспределении земельного участка.
Определением судьи от 25 октября 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд пришел к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что схема расположения испрашиваемого земельного участка подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Кассационный суд соглашается с данными выводами судов обеих инстанций по следующим основаниям.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2. данного Кодекса).
При этом в случае объединения смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.6 названного Кодекса), а при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.7 этого же Кодекса).
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 1 и 8 указанной статьи).
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрены подпунктом 9 пункта 31 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 24 сентября 2015 года N 2753.
Как видно из материалов дела, Кадубинскому А.П. на праве собственности принадлежит земельный участок (участок 6) площадью 672 кв. м (+/-9 кв.м.) с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли под домами индивидуальной жилой застройки.
Административный истец 30 августа 2018 года обратился в департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Письмом-уведомлением от 19 сентября 2018 года административный ответчик отказал в предоставлении муниципальной услуги с указанием на то, что согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 31 административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Предлагаемые к перераспределению земли расположены в территориальной зоне "Ж-2" - малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 метров и могут быть использованы для образования земельного участка с видами разрешенного и условно разрешенного использования, предусмотренного Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи для данной территориальной зоны. При этом предельные (минимальные) размеры земельных участков, образуемых из муниципальных земель, установлены лишь для земельных участков с видами разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью").
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемый земельный участок образован путем перераспределения исходного земельного участка и земель, находящихся в муниципальной собственности, а именно: в границах образуемого земельного участка находится земельный участок, принадлежащий на праве собственности Кадубинскому А.П, площадью 672 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", и земли, находящиеся в муниципальной собственности, площадью 328 кв. м. При этом муниципальные земли расположены в кадастровом квартале "данные изъяты", как и сам участок с кадастровым номером "данные изъяты". Площадь формируемого (образуемого) участка равна 1000 кв. м.
Участок земель муниципальной собственности площадью 328 кв. м, перераспределяемый в результате формирования образуемого земельного участка, имеет сложный рельеф с большим уклоном (перепад высот в границах данного участка составляет 14 метров), с северо-восточной и восточной стороны участка имеются признаки обрыва - оврага. Быть сформированным в качестве самостоятельного участка данный земельный участок площадью 328 кв. м не может, так как Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства - от 400 до 1000 кв. м.
Вместе с тем данное мнение специалиста, отраженное в пояснительной записке к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не является основанием для признания незаконными действий органа местного самоуправления по отказу в перераспределении земельного участка, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 169 КАС РФ не может быть расценено как доказательство по административному делу.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы административного истца являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах приведенные оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кадубинского А.П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.