N 2а-3107/2019
N 88а-479/2019
г. Краснодар |
10 декабря 2019 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу Сардыко С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 сентября 2019 года, которым отменено решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Коноплиной С.А, Меринкова А.В, Сардыко С.А. к территориальной избирательной комиссии города Ялты Республики Крым, кандидату в депутаты Ялтинского городского Совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N Яковенко А.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
Коноплина С.А, Сардыко С.А, Меринков А.В. обратились с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации Яковенко А.В. кандидатом в депутаты Ялтинского городского Совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N.
В обоснование своих требований ссылались на то, что являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Ялтинского городского Совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N. Решением территориальной избирательной комиссии города Ялты (далее - ТИК города Ялты) от 26 июля 2019 года кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N также зарегистрирован Яковенко А.В. Полагают, что регистрация указанного кандидата произведена в нарушение требований пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку в своем заявлении о согласии баллотироваться Яковенко А.В. в сведениях о судимости не указал полные данные, а именно наименования статей, на основании которых он был осужден, дату снятия или погашения судимости, что следует расценивать как сокрытие сведений о судимости.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 года административные исковые заявления Коноплиной С.А, Сардыко С.А, Меринкова А.В. объединены в одно производство.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 года административные исковые заявления удовлетворены, отменена регистрация Яковенко А.В. кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N на основании решения ТИК города Ялты от 26 июля 2019 года N.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Яковенко А.В, изъявивший желание воспользоваться своим пассивным избирательным правом и давший согласие баллотироваться на должность депутата Ялтинского городского Совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N, обязан был знать и соблюдать требования законодательства Российской Федерации о выборах, в том числе обязанность указать полные сведения о судимости. Несоблюдение кандидатом Яковенко А.В. предписаний федерального законодательства является существенным нарушением провозглашенного принципа равенства всех кандидатов и служит достаточным поводом к отмене его регистрации как кандидата.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 сентября 2019 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 года отменено, по административному делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых заявлений Коноплиной С.А, Меринкова А.В, Сардыко С.А. отказано.
В кассационной жалобе Сардыко С.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 сентября 2019 года. По мнению административного истца, избирательное законодательство не предполагает освобождение кандидата от ответственности за неуказание или указание им недостоверных сведений в заявлении о желании баллотироваться по причине неполного или неправильного предоставления сведений о судимости в соответствующей справке, выдаваемой органами МВД России. Полагает, что обязанность комиссии известить кандидата об отсутствии необходимых сведений не распространяется на случаи сокрытия кандидатом сведений о судимости. Указывает, что в нарушение принципов состязательности и равноправия сторон бремя доказывания известных кандидату Яковенко А.В. фактов о наличии приговора Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 7 июня 2004 года возложено на административных истцов.
В возражениях на кассационную жалобу Яковенко А.В. выражает несогласие с доводами жалобы, указав на отсутствие в материалах дела доказательств сокрытия им сведений о судимости.
Определением судьи от 1 ноября 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Административные истцы, административные ответчики, будучи надлежащим образом извещенными, не явились в судебное заседание суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя администрнативного истца Сардыко Д.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного ответичика Яковенко А.В. - Жалобу В.О, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 11 статьи 239 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Как следует из материалов дела, Яковенко А.В. является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Согласно выписке из протокола Ялтинского местного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 10 июля 2019 года о выдвижении кандидата в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N Яковенко А.В. выдвинут кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N.
Кандидат Яковенко А.В. 11 июля 2019 года обратился в ТИК города Ялты с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N, выдвинутому избирательным объединением "Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
В заявлении кандидатом указаны, в частности, сведения о привлечении его к уголовной ответственности Ялтинским ОМ-1 Автономной Республики Крым по "данные изъяты" УК Украины; 7 июня 2014 года освобождён от наказания по амнистии Симферопольским районным судом Автономной Республики Крым; 13 января 2014 года Ялтинским городским судом Автономной Республики Крым по "данные изъяты" УК РФ и с применением статьи "данные изъяты" УК РФ назначено наказание в виде исправительных работ по месту работы сроком на один год с удержанием 10 % процентов из заработной платы в доход государства.
Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям федерального и регионального законодательства, 26 июля 2019 года ТИК города Ялты приняла решение N, которым зарегистрировала Яковенко А.В. кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закона N 67-ФЗ) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с частью 5 Закона N 67-ФЗ деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Частью 6 статьи 20 Закона N 67-ФЗ предусмотрено, что комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
В части 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Законом N 67-ФЗ, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно пункту 2.1 этой статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в данном заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичные требования предусмотрены в частях 1, 2 статьи 40 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, отменяя решение суда первой инстанции, указала, что надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие факт осуждения Яковенко А.В. 7 июня 2004 года Симферопольским районным судом Автономной Республики Крым, сторонами не представлены, в том числе, по запросу суда не поступали, так как согласно учетно-статистическим данным Симферопольского районного суда Республики Крым за 2004 год уголовное дело и (или) материал об освобождении от наказания по амнистии в отношении Яковенко А.В. по "данные изъяты" УК Украины не значится. Какие-либо замечания по содержанию, форме и полноте поданных Яковенко А.В. документов со стороны ТИК города Ялты отсутствовали.
Кассационный суд соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту "а" части 7 статьи 76 Закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В пункте "е" части 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости.
Пункт 58 статьи 2 Закона N 67-ФЗ раскрывает понятие "сведения о судимости кандидата". Это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобождённое от наказания, считается несудимым.
В материалы дела представлена справка МВД по Республике Крым от 21 февраля 2019 года о наличии (отсутствии) судимости и (или) уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, согласно которой Яковенко А.В. привлекался к уголовной ответственности Ялтинским ОМ-1 Автономной Республики Крым по "данные изъяты" УК Украины. 7 июня 2014 года освобождён от наказания по амнистии Симферопольским районным судом Автономной Республики Крым; привлекался к уголовной ответственности ГУМВД в Автономной Республики Крым по "данные изъяты" УК Украины, решения по делу нет.
Согласно поступившему на запрос ТИК города Ялты ответу Министерства внутренних дел по Республике Крым от 26 июля 2019 года в информационно-справочных учётах МВД по Республике Крым имеется информация в отношении Яковенко А.В, который, осужден: 7 июня 2004 года Симферопольским районным судом Автономной Республики Крым за совершение преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК Украины, - "данные изъяты" (преступление небольшой тяжести, "данные изъяты" УК Российской Федерации), к наказанию в виде 3 лет лишения свободы, освобождён от наказания по амнистии (приговор вступил в законную силу 23 июня 2005 года); 13 апреля 2014 года - Ялтинским городским судом за совершение преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Украины, а именно "данные изъяты", к наказанию в виде 2 лет ограничения свободы с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Апелляционным постановлением Апелляционного суда Республики Крым от 29 мая 2014 года приговор приведён в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации, Яковенко А.В. считается осужденным по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации на срок 1 год с исправительными работами с удержанием 10 % в государственный доход (преступление средней тяжести). Приговор вступил в законную силу 29 мая 2014 года. В соответствии с "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации ранее не судим (судимость погашена 29 мая 2015 года).
Из приговора Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 13 января 2014 года по уголовному делу в отношении, в частности, Яковенко А.В, видно, что он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК Украины с назначением наказания в виде ограничения свободы на срок 2 года; на основании "данные изъяты" УК Украины освобожден от назначенного наказания с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Апелляционным постановлением Апелляционного суда Республики Крым от 29 мая 2019 года приговор Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 13 января 2014 года в отношении Яковенко А.В. изменен, действия переквалифицированы на "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением статьи "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации назначено наказание в виде исправительных работ по месту работы сроком 1 год с удержанием 10 % из заработной платы в доход государства.
В целях проверки указанных обстоятельств судом апелляционной инстанции направлен запрос в Симферопольский районный суд Республики Крым о наличии материала в отношении Яковенко А.В. с судебным актом Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от 7 июня 2004 года об освобождении от наказания по амнистии. Из ответа следует, что согласно учетно-статистическим данным суда за 2004 год уголовное дело и (или) материал об освобождении от наказания по амнистии в отношении Яковенко А.В. по части 2 статьи 365, части 2 статьи 367, части 2 статьи 355, части 2 статьи 137 УК Украины не значится.
Таким образом, информация о наличии судимости в отношении Яковенко А.В, представленная Информационным центром МВД по Республике Крым 21 февраля 2019 года и 26 июля 2019 года, отличается по своему содержанию. В справке от 21 февраля 2019 года, представленной Яковенко А.В, не содержится сведений о дате снятия или погашения судимости. В справке, представленной по запросу избирательной комиссии, указана дата погашения судимости только по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации - 29 мая 2015 года.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 данного Закона N 67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 данного Закона N 67-ФЗ, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов, и возможность реализовать своё право на уточнение сведений о кандидате, определены в пункте 2 статьи 48 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым".
Какие-либо замечания по содержанию, форме и полноте поданных Яковенко А.В. 11 июля 2019 года документов от ТИК города Ялты отсутствовали. Таким образом, в соответствии со статьей 33 Закона N 67-ФЗ необходимые условия для надлежащего уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата Яковенко А.В. им соответствующим образом выполнены.
Доводы кассационной жалобы о том, что избирательное законодательство не предполагает освобождение кандидата от ответственности за неуказание или указание им недостоверных сведений в заявлении о желании баллотироваться по причине неполного или неправильного их предоставления в соответствующей справке, выдаваемой органами МВД России, не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку материалами дела установлено, что кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты отражены сведения о судимости, указаны номера, части статей, имеется указание на уголовные законы - УК Украины и УК РФ. При этом кандидатом применено общепринятое сокращение закона, не требующее специальных разъяснений.
Установленные в справках и заявлении разночтения могут быть квалифицированы как неполнота представленных сведений, однако отмена регистрации кандидата по формальным основаниям не допускается. Основания полагать, что неполнота представленных в соответствии с информацией компетентного органа сведений о судимости равнозначна сокрытию кандидатом сведений о судимости, отсутствуют.
Утверждения кассационной жалобы о том, что обязанность комиссии известить кандидата об отсутствии необходимых сведений не распространяется на случаи сокрытия кандидатом сведений о судимости, также не могут быть приняты кассационным судом во внимание, поскольку факт сокрытия указанных сведений судом не установлен.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что после получения ответа Министерства внутренних дел по Республике Крым от 26 июля 2019 года, ТИК города Ялты не известила Яковенко А.В. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Закона N 67-ФЗ о выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы о том, что бремя доказывания известных кандидату Яковенко А.В. фактов о наличии приговора Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 7 июня 2004 года было возложено на административных истцов, поскольку запрос о наличии материала в отношении Яковенко А.В. с судебным актом Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от 7 июня 2004 года об освобождении от наказания по амнистии направлен в Симферопольский районный суд Республики Крым по инициативе суда.
По существу, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Таким образом, приведенное оспариваемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сардыко С.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.