Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Брянского В.Ю, Лозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой И.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 3 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Медведева И.Л. (далее - истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области (далее ответчику) о признании недействительным отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска истец указал, что 13 сентября 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 24 сентября 2018 года N916679/18 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности. Ответчиком в специальный страховой стаж не были включены периоды работы с 01 августа 1997 года по 31 января 2007 года и с 01 января 2008 года по 31 декабря 2017 года в качестве медицинской сестры Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белокалитвинского района Ростовской области.
Полагая данный отказ незаконным, истец, уточнив исковые требования, просил суд признать за ней право на страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; признать недействительным решение ответчика от 24 сентября 2018 года N916679/18 в части отказа в назначении пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 01 августа 1997 года по 31 января 2007 года в качестве медицинской сестры социально-реабилитационного отделения Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (МБУ ЦСО) и назначить страховую пенсию с 13 сентября 2018 года.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 3 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) Блатманом А.Л. ставится вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
В обоснование своих доводов представитель ответчика указал на то, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях. Судами первой и апелляционной инстанций не учтены предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" требования, согласно которым организация "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" и социально - реабилитационные отделения, в одном из которых в период с 1 августа 1997 года по 31 декабря 2017 года работал истец в качестве медицинской сестры, в Списках учреждений не поименованы.
Ответчик считает необходимым отметить, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Суды проигнорировали то обстоятельство, что выписка из лицевого счета застрахованного лица, содержащая индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца, предоставлены работодателем в Пенсионный фонд без кода льготных условий.
Кроме того, судами не учтено то обстоятельство, что Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания Белокалитвинского района "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" входит в состав ведомства Министерства труда и социального развития, а не в Министерство здравоохранения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, трудовая деятельность истца с 1988 года связана с охраной здоровья населения. Истец 13 сентября 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области от 24 сентября 2018 года N916679/18 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности. При этом, ответчиком не были включены в специальный страховой стаж периоды работы с 01 августа 1997 года по 31 января 2007 года и с 01 января 2008 года по 31 декабря 2017 года в качестве медицинской сестры Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белокалитвинского района Ростовской области.
Истец просит признать решение ответчика от 24 сентября 2018 года N916679/18 в части отказа в назначении пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы с 01 августа 1997 года по 31 января 2007 года в качестве медицинской сестры социально-реабилитационного отделения Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (МБУ ЦСО) и назначить страховую пенсию с 13 сентября 2018 года.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичное положение содержалось в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции проанализировал положения подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, статьи 120
Гражданского кодекса Российской Федерации, и, применив разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пунктах 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Кроме указанных требований действующего законодательства, суд также учел, что согласно пункту 4.2.1 ГОСТ Р 52880-2007 к учреждениям стационарного социального обслуживания относится дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, а также центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденной Письмом Министерства труда Российской Федерации от 5 января 2003 года N30-ГК, центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является учреждением социального обслуживания, находящимся в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, а социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов является структурным подразделением учреждения социального обслуживания, предназначенного для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими.
Должность медицинской сестры в доме-интернате для престарелых и инвалидов указана, как в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 (пункт 32), так и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 (пункт 31).
Как следует из Устава Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания Белокалитвинского района "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", данное учреждение имеет четыре отделения: социально-реабилитационное отделение, отделение дневного пребывания, отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому на территории Белокалитвинского района. Оно создано в целях реализации, переданных в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочий органам местного самоуправления в сфере социального обслуживания, предусмотренных статьей 6 Закона Ростовской области от 3 сентября 2014 года N222-ЗС "О социальном обслуживании граждан в Ростовской области". Социально-реабилитационные отделения (СРО) предназначены для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий гражданам пожилого возраста и инвалидам, с целью сохранения здоровья, активного образа жизни, продления возможности самореализации своих жизненно важных потребностей и нормализации психического статуса.
Каждое социально-реабилитационное отделение создано для обслуживания на период реабилитации в стационарном режиме не менее 20 граждан (пункт 8.3.5.).
Приказом Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания Белокалитвинского района "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" N171 от 30 марта 2018 года утвержден административный регламент по предоставлению муниципальных услуг, согласно которому учреждение оказывает услуги "Социальная услуга без обеспечения проживания, предоставляемая гражданам, полностью или частично утратившим способность, либо возможность осуществлять самообслуживание в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, "Социальные услуги с обеспечением проживания, предоставляемая гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению".
Кроме того, Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания Белокалитвинского района "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-61-01-002800 от 14 июня 2013 года
Как следует из представленной в материалы дела должностной инструкции, в должностные обязанности истца в спорный период входили: организация совместно с учреждением здравоохранения оказание медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, состоящих на обслуживании в СРО; оказание социально-медицинских услуг согласно гарантированному и дополнительному перечню, утвержденному соответствующим постановлением Главы Белокалитвинского района; заполнение паспортной части медицинской карты подопечного; осмотр подопечных на педикулез, измерение температуры тела у подопечных; отслеживание состояния подопечных и своевременное выполнение всех указаний врача по их обследованию и лечению; оказание помощи подопечным во время осмотра врачом; сопровождение подопечных по указанию врача на консультации и сдачу анализов; оказание неотложной врачебной помощи подопечным; осуществление кормления подопечных частично утратившим степень самообслуживания; отслеживание качества санитарной обработки подопечных.
Согласно справке МБУ ЦСО "Белокалитвинского района" от 01 марта 2019 года N6544/304 истец работает в Муниципальном бюджетном учреждении социального обслуживания Белокалитвинского района "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" в должности медицинской сестры социально-реабилитационного отделения N1 от 1 августа 1997 года по настоящее время, график работы истца: I смена - восемь часов в день (с 8.00 до 17.00, с 11.00 до 12.00 перерыв для приема пищи и отдыха), сутки выходные, II смена - четырнадцать часов в ночь (с 17.00 до 08.00, с 20.00 до 21.00 перерыв для приема пищи и отдыха), двое суток выходные.
Таким образом, характер и функции осуществляемой истцом работы в спорный период идентичны функциональным обязанностям по занимаемой должности, целям, задачам и направлению деятельности Дома- интерната для престарелых и инвалидов, а учреждение фактически является домом-интернатом для престарелых и инвалидов.
Из материалов дела следует, что в течение спорного периода работы истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в организации здравоохранения, организационно-правовая форма которой впоследствии менялась, но не менялось существо выполняемой истцом работы.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода его работы с 1 августа 1997 года по 31 декабря 2017 года в качестве медицинской сестры Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживая Белокалитвинского района "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", а также и с тем, что иное толкование и применение пенсионного законодательства Российской Федерации повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Медведевой И.Л. на социальное обеспечение.
Доводы жалобы о том, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствуют сведения об особом характере трудовой деятельности истца, по мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, не заслуживают внимания.
Как усматривается из материалов дела, истец была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 12 мая 1999 года. По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда.
Суды первой и апелляционной инстанции указанный довод ответчика признали необоснованным, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования несут работодатели, в связи с чем истец не может быть лишён права на включение спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, ввиду недобросовестного исполнения работодателем своих обязанностей.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание перечисленных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу статей 379.6 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, несогласие с результатами оценки доказательств, произведенной судом первой и второй инстанции, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование вышеуказанных норм действующего пенсионного законодательства, оснований для которого суд кассационной инстанции общей юрисдикции не находит.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой и апелляционной инстанций или опровергали бы правильность выводов принятых по делу судебных актов и поэтому не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, окончательно разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в её удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 3 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи В.Ю. Брянский
Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.