Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-430/2019 (УИД 55RS0002-01-2018-008110-25) по иску бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления услуг" к Силиной Юлии Александровне о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационной жалобе Силиной Юлии Александровны на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 мая 2019 г.
путем видеоконференц-связи при содействии Куйбышевского районного суда г. Омска
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Силиной Ю.А, ее представителя Рыбаковой О.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
бюджетное учреждение Омской области "Многофункциональный центр предоставления услуг" (далее по тексту - БУ "МФЦ") обратилось в Куйбышевский районный суд г. Омска с иском о взыскании с Силиной Юлии Александровны (далее по тексту - Силина Ю.А.) переплаты по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 357 576, 86 рублей.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 февраля 2019 г. иск БУ "МФЦ" удовлетворен. С Силиной Ю.А. в пользу БУ "МФЦ" взыскана переплата по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 357 576, 86 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 859 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 мая 2019 г. решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 февраля 2019 г. изменено. Иск БУ "МФЦ" удовлетворен частично. С Силиной Ю.А. в пользу БУ "МФЦ" взыскана необоснованно полученная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 августа 2013 г. по 31 мая 2018 г. в размере 308 440, 78 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 284, 41 рубля, в остальной части иска отказано.
Силина Ю.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 мая 2019 г, вынести решение об отказе в удовлетворении иска БУ "МФЦ".
В обоснование кассационной жалобы Силина Ю.А. указывает об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии у нее оснований для получения субсидии за период с 1 августа 2013 г. по 31 мая 2018 г. и приводит доводы о пропуске БУ "МФЦ" срока исковой давности за период с 1 июня 2012 г по 21 декабря 2015 г. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе, пояснениях к материалам дела.
В возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции БУ "МФЦ", ссылаясь на законность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 мая 2019 г, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.
БУ "МФЦ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 1 июня 2012 г. Силина Ю. А. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
За период с 1 июня 2012 г. по 31 мая 2018 г. Силиной Ю. А. была выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общем размере 357 576 рублей 86 копеек.
Распоряжением начальника филиала БУ "МФЦ" от 21 июня 2018 г. Силиной Ю. А. было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с предоставлением неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования БУ "МФЦ", суд первой инстанции исходил из отсутствия у Силиной Ю. А. законных оснований для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за спорный период, в связи с тем, что ею предоставлялись заведомо недостоверные сведения о размере своих доходов.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части периода взыскания, пришел к выводу о недостоверности сведений и отсутствии оснований для получения субсидии за период с 1 августа 2013 г. по 31 мая 2018 г.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведён в пункте 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20-31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно- коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утверждён Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32- 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несёт ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) её размера (пункт 60 Правил).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Установив, что Силина Ю. А, обращаясь в БУ "МФЦ" с заявлениями о предоставлении субсидии за период с 1 августа 2013 г. по 31 мая 2018 г, не сообщила сведения о всех своих доходах, о которых не могла не знать, и это повлекло начисление ей субсидии, на которую она не имела права, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в этой части.
Отклоняя доводы Силиной Ю.С. о пропуске БУ "МФЦ" срока исковой давности, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что о нарушении своих прав БУ "МФЦ" стало известно лишь июне 2018 г, когда поступили сведения из налогового органа в отношении Силиной Ю.С. и было установлено, что ответчик сообщила недостоверные сведения о своих доходах при обращении с заявлениями о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Ранее получить такие сведения не имелось возможности.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом судов первой и апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
При этом пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 42 (1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.
Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
Таким образом, судам следовало установить, с какого времени БУ "МФЦ" узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, о получении Силиной Ю.А. субсидий без установленных законом оснований, с учетом предоставленных ему полномочий.
Принимая во внимание, что суды первой и апелляционной инстанций разрешая вопрос о взыскании с Силиной Ю.А. необоснованной полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежащие применению нормативные правовые акты в их системной взаимосвязи не применили, решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 мая 2019 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 мая 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.