Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу начальника Краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог") Коренкова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 Кировского судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 17 сентября 2019 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 октября 2019 года в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка N 18 Кировского судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 17 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 октября 2019 года, юридическое лицо - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, начальник КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" Коренков А.В. просит судебные акты отменить, как незаконные.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, понятие которых определено в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах в том числе на пешеходных переходах.
Как усматривается из материалов дела, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", являясь ответственным лицом за ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края, 17 июля 2019 года в 10 часов 00 минут на автодороге автопоезд к "данные изъяты" км в селе "адрес" допустило невыполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, что выразилось в отсутствие стационарного электрического освещения на пешеходных переходах.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22 июля 2019 года N 27 АА 414034, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 17 июля 2019 года, фототаблицей к акту, уставом КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", выпиской из ЕГРЮЛ, рапортом инспектора ОГИБДД, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Виновное бездействие КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Действия КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, к сложившимся правоотношениям обоснованно применен ГОСТ Р 52766-2007 - национальный стандарт, распространяющий свое действие на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, и устанавливающий основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В силу положений статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к указанным элементам обустройства автомобильных дорог.
Пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, нарушение которого вменено в вину КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", устанавливает национальные требования к стационарному электрическому освещению на автомобильных дорогах, как одному из элементов их обустройства.
Поскольку по делу установлено, что часть автомобильной дороги лицом, ответственным за ее содержание, не оборудована стационарным электрическим освещением, а именно на пешеходных переходах на автодороге автопоезд к "данные изъяты" оно отсутствует, то виновное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ за нарушение пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32944-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования" (далее - ГОСТ 32944-2014), положения которого, по мнению лица, в отношении которого ведется производство по делу, подлежали применению при разрешении настоящего дела, распространяется на устраиваемые на автомобильных дорогах общего пользования пешеходные переходы, устанавливая их классификацию и общие технические требования к их обустройству.
Нарушение же по делу выявлены применительно к организации освещения автомобильной дороги и в частности пешеходных переходов как участков проезжих частей этой дороги.
Административное наказание КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" назначено ниже низшего предела в соответствии с правилами части 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 18 Кировского судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 17 сентября 2019 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 октября 2019 года в отношении Краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника учреждения Коренкова А.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.