Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Дежурной Г.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошниченко (Каменной) Натальи Анатольевны к Федеральному государственному казенному учреждению "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" о взыскании задолженности по выплате материальной помощи за период с 15.03.2018 по 27.02.2019, компенсации морального вреда, возложении обязанности включить сумму недовыплаченной материальной помощи в расчет средней заработной платы за 2018 год
по кассационной жалобе представителя ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" Саакян Ю.В.
на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 02 июля 2019 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, объяснение представителя ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" Мазаник Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мирошниченко (Каменная) Н.А. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" о взыскании задолженности по выплате материальной помощи за период с 15.03.2018 по 27.02.2019, компенсации морального вреда, возложении обязанности включить сумму недовыплаченной материальной помощи в расчет средней заработной платы за 2018 год, указав, что с 21.11.2012 состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности бухгалтера. В декабре 2018 года из акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 06.03.2018 ей стало известно о том, что при начислении среднего заработка к расчету ответчиком не принималась выплаченная ей материальная помощь, предусмотренная системой оплаты труда, материальная помощь начислялась и выплачивалась без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем, общая сумма недоплаты отпускных составила 32109, 72 руб. и 5536, 03 руб. пособия по временной нетрудоспособности. Уточнив исковые требования, просила суд взыскать с ответчика задолженность по выплате материальной помощи за период с 15 марта 2018 года по 27 февраля 2019года в сумме 21 378 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, обязать ответчика включить сумму недовыплаченной материальной помощи за период с 15 марта 2018 года по 27 февраля 2019 года в расчет средней заработной платы за 2018 год.
Истец в судебном заседании просила удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал, заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд. Пояснил, что Приказом ФГКУ ОВО УМВД России по Магаданской области от 23.12.2014 N184 утверждено Положение о премировании гражданского персонала, в котором не предусмотрена возможность начисления районных коэффициентов и северных надбавок к материальной помощи.
Решением Магаданского городского суда от 23.04.2019 исковые требования Мирошниченко (Каменой) Н.А. удовлетворены.
С Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" в пользу Мирошниченко (Каменной) Натальи Анатольевны взыскана задолженность по выплате материальной помощи за период с 15.03.2018 по 27.02.2019 в сумме 21378 рублей, с произведением предусмотренных действующим законодательством удержаний. С Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" в пользу Мирошниченко (Каменной) Натальи Анатольевны взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей. На Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" возложена обязанность включить в расчет средней заработной за 2018 г. Мирошниченко (Каменной) Натальи Анатольевны сумму недовыплаченной материальной помощи за период с 15.03.2018 по 27.02.2019.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 02.07.2019 по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области", решение Магаданского городского суда от 23.04.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" Саакян Ю.В. просит отменить решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23.04.2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 02.07.2019, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. Полагает вывод судов о необходимости начисления на материальную помощь районного коэффициента и процентной надбавки ошибочным, поскольку материальная помощь не относится к заработной плате, несмотря на гарантированный характер ее выплаты, а приказ МВД России от 27.08.2008 N751 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008г. N583" определяет лишь порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, а не порядок начисления коэффициентов и надбавок, которые не включаются в состав заработной платы.
Представитель ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Мирошниченко (Каменная) Н.А, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явилась. Учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Магаданского городского суда Магаданской области от 23.04.2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 02.07.2019.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанциями при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.
Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов, и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ.
Аналогичные правовые положения содержатся в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с пунктом 1 постановления Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года N 49 процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
Разрешая исковые требования, суд установил, что Мирошниченко (Каменная) Н.А. с 21.11.2012 работает в должности бухгалтера в ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Магаданской области" (в настоящее время ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области").
В период времени с 15.03.2018 по 27.02.2019 материальная помощь Мирошниченко (Каменной) Н.А. начислялась и выплачивалась без районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера, и не учитывалась при исчислении среднего заработка.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции сделал вывод о том, что материальная помощь входит в систему оплату труда, учитывается при формировании фонда оплаты труда, является постоянной выплатой, носит систематический характер, выплачивается работникам, в том числе и истцу (как правило, при уходе в отпуск), выплата материальной помощи Мирошниченко (Каменной) Н.А, работающей в местности с особыми климатическими условиями (Крайнем Севере), должна производиться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что вывод суда о том, что материальная помощь входит в систему оплаты труда подтверждается также и актом документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области от 6 марта 2018 года, в пункте 3.5.4 которого указано, что в нарушение статьи 139 ТК РФ при начислении среднего заработка работникам к расчету не принималась выплачиваемая материальная помощь, предусмотренная системой оплаты труда, что привело к недоплате заработной платы.
Согласно пункту 4.1 Трудового договора, заключенного с истцом, оплата труда работника осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 27 августа 2008 года N 751 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583".
Названный приказ принят в целях реализации в системе МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных, государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Приложением N 5 к данному приказу урегулирован Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений и подразделений системы МВД России (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка годовой фонд оплаты труда гражданского персонала формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты, в том числе материальной помощи - в размере 1 оклада.
Пунктом 3 Порядка установлено, что фонд оплаты труда гражданского персонала формируется с учетом: размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; иных выплат компенсационного характера, устанавливаемых, работникам в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами МВД России.
Согласно пункту 6.1.12 Коллективного договора ФКУ ОВО УМВД России по Магаданской области на 2012-2014 года, работодатель оказывает работникам материальную помощь (как правило, при уходе в отпуск) в размере двух окладов (должностных окладов) в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
В силу пункта 3 Порядка к приказу МВД России от 27 августа 2008 года N 751 фонд оплаты труда формируется с учетом размеров районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку выплаты материальной помощи в размере двух окладов (должностных окладов) истцу производятся работодателем из фонда оплаты труда, входят в систему оплаты труда работника, что не отрицалось представителем ответчика в суде первой инстанции.
Довод жалобы о том, что судами неправомерно взыскана компенсация морального вреда, ввиду недоказанности причинения истцу физических и нравственных страданий судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Определяя обоснованность требований и размер компенсации морального вреда суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 237 ТК РФ, а также разъяснениями пункта 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года N2, признав неправомерными действия работодателя в части невыплаты районного коэффициента и процентных надбавок к материальной помощи и, учитывая обстоятельства дела, пришел к выводу, что с ответчика в счет компенсации причиненного истцу морального вреда подлежит взысканию 3 000 рублей. Данный размер судебная коллегия полагает обоснованным и отвечающим принципу соразмерности.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены апелляционного определения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 02 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" Саакян Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.