Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В, судей Бекловой Ж.В. и Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 декабря 2019 г. гражданское дело N 2-779/2019 по исковому заявлению Лавровой Ирины Александровны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в педагогический стаж
по кассационной жалобе Лавровой Ирины Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2019 г, которым отменено решение Кунцевского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, объяснения истца Лавровой И.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лаврова И.А, 18 марта 1966 года рождения, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ ГУПФ РФ N 2 по городу Москве и Московской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в педагогический стаж.
В обоснование требований Лаврова И.А. указала, что 6 июля 2018 г..обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика от 10 сентября 2018 г..N 1286932/18 в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа, который согласно расчету пенсионного органа составил 12 лет 7 месяцев 13 дней. Лаврова И.А. считает, что ГУ ГУПФ РФ N 2 по городу Москве и Московской области незаконно не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста) периоды её работы с 21 апреля 1997 г..по 3 октября 1997 г..в должности воспитателя в МДОУ N 40 общеразвивающего вида, с 6 октября 1997 г..по 1 марта 1999 г..в должности воспитателя в Центре медицинской реабилитации им. М.А. Лиходея с санаторно-курортным комплексом "Русь", с 1 марта 1999 г..по 3 января 2001 г..в должности воспитателя в Межрегиональной общественной организации инвалидов войны "Русь", с 3 января 2001 г..по 31 декабря 2002 г..в должности воспитателя ясли-сада, с 1 января 2003 г..по 31 августа 2003 г..в должности воспитателя детского сада в Некоммерческой организации (Учреждение) Центре медицинской реабилитации им. М.А. Лиходея ОООИВА, с 1 сентября 2003 г..по 31 декабря 2004 г..и с 1 января 2005 г..по 31 декабря 2016 г..в должности педагога-организатора в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А.
Лиходея, поскольку в спорные периоды выполняемые Ларовой И.А. на занимаемых должностях функции, а также условия и характер работы полностью соответствовали Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённому постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463, Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067, Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, в том числе с учётом выполнения установленной нормы часов педагогической нагрузки.
Лаврова И.А. просила суд возложить на ГУ ГУПФ РФ N 2 по городу Москве и Московской области обязанность включить спорные периоды в её педагогический стаж и признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях") в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждения для детей независимо от их возраста.
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 г. исковые требования Лавровой И.А. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области от 10 сентября 2018 г. N 1286932/18 в части исключения из подсчета специального стажа периодов работы Лавровой И.А. с 21 апреля 1997 г. по 22 апреля 1997 г, с 26 апреля 1997 г. по 27 июля 1997 г, с 1 августа 1997 г. по 14 сентября 1997 г, с 17 сентября 1997 г. по 3 октября 1997 г. в должности воспитателя в МДОУ N 40; с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2004 г, с 1 января 2005 г. по 5 февраля 2012 г, с 9 февраля 2012 г. по 23 августа 2015 г, с 25 августа 2015 г. по 31 декабря 2016 г. в должности педагога-организатора в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов имени М.А. Лиходея.
Ответчик обязан включить в специальный стаж Лавровой И. А, периоды работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости: 21 апреля 1997 г. по 22 апреля 1997 г, с 26 апреля 1997 г. по 27 июля 1997 г, с 1 августа 1997 г. по 14 сентября 1997 г, с 17 сентября 1997 г. по 3 октября 1997 г. в должности воспитателя в МДОУ N 40; с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2004 г, с 1 января 2005 г. по 5 февраля 2012 г, с 9 февраля 2012 г. по 23 августа 2015 г, с 25 августа 2015 г. по 31 декабря 2016 г. в должности педагога-организатора в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов имени М.А. Лиходея.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области обязано назначить Лавровой И. А. досрочную страховую пенсию по старости трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, со дня первоначального обращения в пенсионный орган, а именно с 6 июля 2018 г.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2019 г. названное решение суда отменено в части обязания Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, Лавровой И.А. периодов работы с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2004 г, с 1 января 2005 г. по 5 февраля 2012 г, с 9 февраля 2012 г. по 23 августа 2015 г, с 25 августа 2015 г. по 31 декабря 2016 г, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 6 июля 2018 г.
В кассационной жалобе Лаврова И.А. просит определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2019 г. отменить, оставив в силе решение Кунцевского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 г. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Полагает, что, поскольку её работа в спорные периоды была связана с педагогической деятельностью, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения их в специальный стаж являются незаконными.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика не явился. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 17 декабря 2019 г, извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения истца Лавровой И.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность постановления суда апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения определения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда 24 сентября 2019 г. в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, 6 июля 2018 г. Лаврова И.А, 18 марта 1966 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Управления по Одинцовскому муниципальному району, Рузскому муниципальному району, закрытому административно-территориальному образованию городскому округу Краснознаменск, городскому округу Звенигород, закрытому административно-территориальному образования посёлка Власиха Московской области ГУ - ГУ ПФР N 2 по городу Москве и Московской области от 10 сентября 2018 г. N 1286932/18 Лавровой И.А. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с указанной нормой права, поскольку льготный стаж истца 12 лет 7 месяцев 13 дней. При этом в указанный стаж не были включены периоды работы: с 21 апреля 1997 г. по 3 октября 1997 г. в должности воспитателя в МДОУ N 40 общеразвивающего вида, с 6 октября 1997 г. по 1 марта 1999 г. в должности воспитателя в Центре медицинской реабилитации им. М.А. Лиходея с санаторно-курортным комплексом "Русь", с 1 марта 1999 г. по 3 января 2001 г. в должности воспитателя в Межрегиональной общественной организации инвалидов войны "Русь", с 3 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. в должности воспитателя ясли-сада, с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г. в должности воспитателя детского сада в Некоммерческой организации (Учреждение) Центре медицинской реабилитации им. М.А. Лиходея ОООИВА, с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. и с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г. в должности педагога-организатора в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея.
Удовлетворяя требования Лавровой И.А. о включения периода работы с 21 апреля 1997 г. по 3 октября 1997 г. в должности воспитателя в МДОУ N 40 общеразвивающего вида в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Лаврова И.А. в спорный период работа в должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждения для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а выполнение Лавровой И.А. работы на полную ставку подтверждено материалами дела, спорный период подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В данной части постановление суда апелляционной инстанции не оспаривается и по правилам части 1 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Разрешая требования Лавровой И.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. и с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г. в должности педагога-организатора в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея, суд первой инстанции исходил из того, что в данные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должности и учреждении для детей, предусмотренных соответствующим Списком.
Отменяя названное решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что наименование должности (педагог-организатор), а также учреждения (Центр восстановительной терапии), котором Лаврова И.А. осуществляла трудовую деятельность в периоды с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. и с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г. не соответствует соответствующему Списку. При этом суд указал, что Лавровой И.А. не представлены доказательства осуществления педагогической деятельности в должностях и учреждениях для детей, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, с выполнением нормы рабочего времени.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "м" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
К спорному периоду (с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2016 г.) подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
В разделе "Наименование учреждений" названного Списка в числе общеобразовательных учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов имени М.А.Лиходея, а также должность педагога-организатора не поименованы.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения периодов работы Лавровой И.А. с 1 сентября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. и с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г. в специальный (педагогический) стаж.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда апелляционной инстанций и необоснованность их отражена в судебном постановлении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лавровой Ирины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.