Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В, судей Курчевской С.В. и Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2019 г. гражданское дело N N 2-1081/2019 по иску Марковой Ольги Владиславовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области о включении периодов в стаж работы в стаж и назначении пенсии
по кассационной жалобе Марковой Ольги Владиславовны на решение Свердловского районного суда города Костромы от 27 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 26 августа 2019 г, которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Маркова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме и Костромской области (далее - ГУ УПФР в Костроме и Костромской области) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры (массажиста): в Малом предприятии профилактории "Строитель" с 19 августа 1992 г. по 21 октября 1992 г.; в Санатории-профилактории при Костромском сельскохозяйственном институте "Караваево" с 19 августа 1993 г. по 28 февраля 1995 г.; в Санатории профилактории АООТ "Костромской завод "Мотордеталь" (ОАО "Костромской завод "Мотордеталь") с 9 августа 1995 г. по 27 сентября 2001 г.; в ЛПУ "Санаторий им. Ивана Сусанина" медицинского центра "Медарт" с 29 августа 2002 г. по 25 августа 2003 г.; в ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" в физиотерапевтическом отделении поликлиники взрослых N 4 с 1 апреля 2016 г. по 30 июня 2016 г, с 1 января 2018 г. по 8 января 2018 г.; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 16 июня 2008 г. по 4 июля 2008 г, с 15 апреля 2013 г. по 18 мая 2013 г, со 2 апреля 2018 г. по 3 мая 2018 г. Также просила о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с 27 июня 2018 г. - с даты обращения в пенсионный орган.
В обоснование заявленных требований Маркова О.В. ссылалась на то, что 27 июня 2018 г. она, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения), обратилась в ГУ - УПФР в г. Костроме и Костромской области с заявлением о назначении ей пенсии. Решением ГУ - УПФР в г. Костроме и Костромской области от 27 декабря 2018 г. ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж Маркиной О.В. пенсионным органом не засчитаны названные выше периоды её трудовой деятельности с указанием на то, что указанные учреждения по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями, предусмотренными положениями Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. Помимо указанных периодов работы в специальный стаж Журавлевой Г.Э. пенсионным органом не были включены и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Маркова О.В. не согласна с этим решением пенсионного фонда, поскольку считает, что периоды её работы в должности медицинской сестры и массажиста медицинского центра подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации считает периодами работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель производил отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, в силу чего не включение этих периодов в её специальный стаж является необоснованным.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 27 мая 2019 г. исковые требования Марковой О.В. удовлетворены частично. На ГУ - УПФР в г. Костроме и Костромской области возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в должности медицинской сестры с 19 августа 1992 г. по 21 октября 1992 г. в Малом предприятии профилактории "Строитель"; с 9 августа 1995 г. по 31 октября 1999 г. в Санатории профилактории АООТ "Костромской завод "Мотордеталь" (ОАО "Костромской завод "Мотордеталь"); с 19 августа 1993 г. по 28 февраля 1995 г. в Санатории-профилактории при Костромском сельскохозяйственном институте "Караваево" как 1 год за 1 год 3 месяца; с 1 апреля 2016 г. по 30 июня 2016 г, с 1 января 2018 г. по 8 января 2018 г. в ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" в физиотерапевтическом отделении поликлиники для взрослых N 4 и физиотерапевтическом кабинете поликлиники для взрослых N 4; с 16 июня 2008 г. по 4 июля 2008 г, с 15 апреля 2013 г. по 18 мая 2013 г, со 2 апреля 2018 г. по 3 мая 2018 г. нахождение на курсах повышения квалификации.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 августа 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Марковой О.В. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что, поскольку её работа в спорные периоды была связана с медицинской деятельностью, а также протекала в учреждениях, предназначенных для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, то выводы суда об отсутствии оснований для включения их в специальный стаж являются незаконными.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явился. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 19 декабря 2019 г, извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность постановления суда апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Маркова О.В, 10 мая 1968 года рождения, свою трудовую деятельность по охране здоровья населения осуществляет с 1985 года.
27 июня 2018 г. Маркова О.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения).
Удовлетворяя требования Марковой О.В. о включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы в должности медицинской сестры с 19 августа 1992 г..по 21 октября 1992 г..в Малом предприятии профилактории "Строитель"; с 9 августа 1995 г..по 31 октября 1999 г..в Санатории профилактории АООТ "Костромской завод "Мотордеталь" (ОАО "Костромской завод "Мотордеталь"); с 19 августа 1993 г..по 28 февраля 1995 г..в Санатории-профилактории при Костромском сельскохозяйственном институте "Караваево" как 1 год за 1 год 3 месяца; с 1 апреля 2016 г..по 30 июня 2016 г, с 1 января 2018 г..по 8 января 2018 г..в ОГБУЗ "Городская больница г..Костромы" в физиотерапевтическом отделении поликлиники для взрослых N 4 и физиотерапевтическом кабинете поликлиники для взрослых N 4; с 16 июня 2008 г..по 4 июля 2008 г, с 15 апреля 2013 г..по 18 мая 2013 г, со 2 апреля 2018 г..по 3 мая 2018 г..нахождение на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Маркова О.В. в спорные периоды работала в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждения для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В данной части постановление суда первой и апелляционной инстанций не оспаривается и по правилам части 1 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Марковой О.В. о включении в стаж, дающий права на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 1 ноября 1999 г. по 27 сентября 2001 г. в должности медицинской сестры по массажу в санатории профилактории АООТ "Костромской завод "Мотордеталь" и с 29 августа 2002 г. по 25 августа 2003 г. в должности массажиста в ЛП "Санаторий имени Ивана Сусанина" медицинского центра "Медарт", суд исходил из того, что в указанные периоды Маркова О.В. работала в санаториях, профиль которых не поименован в указанных Списках.
При этом суд указал, что санаторий профилакторий АООТ "Костромской завод "Мотордеталь" (АОА "Костромской завод "Мотордеталь") и ЛПУ "Санатория имени Ивана Сусанина" не занимаются лечением всех форм туберкулеза, больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных, право на работу в которых даёт право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должности медицинской сестры и медицинской сестры процедурной.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу, в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах), только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных.
Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов АООТ "Костромской завод "Мотордеталь", ЛП "Санаторий имени Ивана Сусанина" медицинского центра "Медарт", а также выданной АООТ "Костромской завод "Мотордеталь" государственной лицензий и приложений к ней следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 Списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781 соответственно.
Вследствие этого выводы суда первой и апелляционной инстанции о не включении в стаж, дающий права на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы Марковой О.В. с 1 ноября 1999 г. по 27 сентября 2001 г. в должности медицинской сестры по массажу в санатории профилактории АООТ "Костромской завод "Мотордеталь" и с 29 августа 2002 г. по 25 августа 2003 г. в должности массажиста в ЛП "Санаторий имени Ивана Сусанина" медицинского центра "Медарт", являются неправомерными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда апелляционной инстанций и необоснованность их отражена в судебном постановлении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда города Костромы от 27 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 26 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Марковой Ольги Владиславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.