Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Хмель М.В.
судей
Киселевой Е.А.
Тихоновой Ж.В.
при секретаре
Бардиновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4355/2019 по иску Введенской Натальи Николаевны, Олещук Валентины Антоновны, Готовко Оксаны Геннадьевны к Правительству Мурманской области, некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области о пересмотре сроков капитального ремонта, по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Введенской Натальи Николаевны, Олещук Валентины Антоновны на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 июня 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Введенской Натальи Николаевны, Олещук Валентины Антоновны, Готовко Оксаны Геннадьевны к Правительству Мурманской области, некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области о пересмотре сроков капитального ремонта - оставить без удовлетворения", заслушав доклад судьи Киселевой Е.А, объяснения истцов Олещук В.А, Готовко О.Г, поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Введенская Н.Н, Олещук В.А, Готовко О.Г. обратились в суд с иском к Правительству Мурманской области, некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области о пересмотре сроков капитального ремонта.
В обоснование иска указали, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме...
Дом... 1952 года постройки является объектом историко-культурного значения, включен в региональную программу капитального ремонта и подлежит капительному ремонту по разным видам работ в период с 2021 года по 2040 год.
Вместе с тем, техническое состояние дома не позволяет жильцам безопасно проживать в нем, на протяжении длительного периода времени нуждается в проведении комплексного капитального ремонта, в том числе его подвальное помещение, находящееся в аварийном состоянии.
Согласно экспертному заключению ООО "СтройЭксперт" от 11 ноября 2017 года подвальное помещение дома нуждается в проведении капитального ремонта, физический износ жилого дома составляет 53, 6%, что в соответствии со степенью износа является неудовлетворительным. Заключением рекомендовано внести изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области и установить предельный период капитального ремонта подвального помещения и капитального ремонта многоквартирного дома... на 2018-2022 годы.
Просили суд обязать ответчиков включить жилой дом... в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области для проведения комплексного капитального ремонта общего имущества не позднее 2022 года, либо внести изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы в части сроков проведения капитального ремонта указанного жилого дома и произвести комплексный капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме не позднее 2022 года.
Истец Готовко О.Г. и ее представитель Вушкарник К.Э. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области по доверенности Наталич А.С. возражал против удовлетворения иска, считая Министерство ненадлежащим ответчиком по делу.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов Введенской Н.Н, Олещук В.А, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, представителя ответчика Правительства МО, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, а также в отсутствие представителя ответчика НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представившего возражения, в которых полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Введенская Н.Н, Олещук В.А, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, подробно описывая обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд, выражают свое несогласие с принятым решением, находят ошибочным вывод суда относительно потребности спорного дома в капитальном ремонте и неправильного установления сроков капитального ремонта.
Полагают, что в случае, когда собственники многоквартирного дома не приняли решение о проведении капитального ремонта и не устанавливали сроки его проведения, решение о его проведении в более ранние сроки принимает орган местного самоуправления в соответствии с предложениями собственников, либо управляющей организации, либо регионального оператора.
Высказывают мнение, что в связи с неверным толкованием норм материального права, суд фактически обязывает собственников провести общее собрание по вопросу переноса срока капитального ремонта на более ранний срок.
Считают со ссылкой на статьи 168, 189 Жилищного кодекса РФ, что действующее законодательство содержит разрешительные нормы проведения капитального ремонта в более ранние сроки при актуализации программы капитального ремонта, предусматривающие перенос установленного срока без общего собрания собственников, в том числе с включением его в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, с уведомлением о принятом решении собственников помещений.
Считают, что суд не дал должной оценки, представленным в материалы дела доказательствам, а именно заключению специалиста ООО "СтройЭксперт" от 11 ноября 2017 г, актам обследования технического состояния указанного дома, а также многочисленным жалобам собственников по вопросу технического и санитарного состояния дома в адрес администрации города Мурманска, в решении не отражены мотивы, по которым суд отклонил указанные доказательства.
Обращают внимание на допущенные судом процессуальные нарушения, ненадлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, что лишило сторону истцов возможности определить надлежащего ответчика по делу и своевременно заявить ходатайство о его замене.
В дополнениях к апелляционной жалобе истец Введенская Н.Н, указывает, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям закона, не содержит мотивировочной части, в нем отсутствуют мотивы, по которым суд не применил или применил законы и иные нормативные правовые акты, выводы суда не основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, представленных истцами.
Полагает, что оставив без внимания заключение специалиста ООО "СтройЭксперт" от 11 ноября 2017 г, суд не назначил инструментальную экспертизу технического состояния дома по вопросу определения нуждаемости дома в срочном комплексном капитальном ремонте.
Помимо изложенного, приводит довод о том, что бездействие управляющих организаций и отсутствие результативных действий со стороны контролирующих органов привело к тому, что техническое и санитарно-гигиеническое состояние подвального помещения дома носит аварийный и катастрофический характер.
Отмечает, что кроме планового отключения многоквартирного дома от горячего водоснабжения и отопления в период с 09 по 22 июля 2019 г, в апреле, июле, августе и с середины октября по ноябрь 2019 г. дом отключался из-за возникновения аварийных ситуаций.
Обращает внимание, что с момента ввода дома в эксплуатацию его комплексный капитальный ремонт не проводился, в связи с чем ранее возникшее у жителей дома право требования проведения полноценного капитального ремонта сохранено и обязанность по его осуществлению лежит на администрации города Мурманска.
Ссылаясь на технический паспорт дома, составленный по состоянию на 1989 год, указывает, что последний капитальный ремонт дома... проведен в 1987 году, кровля крыши дома отремонтирована на основании решения суда от 30 июля 2013 г. Однако технический паспорт судом не исследован, сведения о комплексном или выборочном капитальном ремонте не запрошены, не применено законодательство СССР и ведомственные акты, инструкции РСФСР по капитальному ремонту.
Указывает, что к делу не приобщены ответы контролирующих органов на жалобы о неудовлетворительном состоянии дома начиная с 2004 года, что не позволило суду их исследовать и оценить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Введенская Н.Н, ответчики Правительство МО, НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства МО, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся в том числе определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 той же статьи, очередность проведения капитального ремонта определяется исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (3.1).
В соответствии с частями 5 и 7 той же статьи, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Жилищным кодексом предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ВведенскаяН.Н. (кв. *), Олещук В.А. (кв. *), Готовко О.Г. (кв. *) являются собственниками жилых помещений расположенных в доме...
Из содержания технического паспорта следует, что здание... является кирпичным пятиэтажным жилым домом 1952 года постройки.
Многоквартирный жилой дом... включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, срок проведения капитального ремонта общего имущества в зависимости от вида работ определен с 2021 года по 2040 год, в том числе выполнение капитального ремонта подвального помещения - 2038-2040 гг.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы, ссылаясь на представленное ими заключение ООО "СтройЭксперт" от 11 ноября 2017 г, выполненное строительным экспертом Х.А.А., согласно которому физический износ жилого дома... составляет 53, 6 %, указали на то, что подвальное помещение многоквартирного дома находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем требуется проведение капитального ремонта подвального помещения и связанных с ним элементов, разрушение которых влияет на проявление значительных и критических дефектов, и как следствие перенос сроков проведения капитального ремонта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Законом Мурманской области от 24 июня 2013 года N 1631-01-ЗМО "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области".
В силу статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2).
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5).
Статьей 5 Закона Мурманской области от 24 июня 2013 года N 1631-01-ЗМО "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" установлено, что в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом Правительства Мурманской области утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (пункт 1).
Формирование краткосрочного плана реализации региональной программы, содержащего сведения, указанные в пунктах 1 и 4 настоящей статьи, осуществляется ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, государственным заказчиком на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области (пункт 2.).
Органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области по форме, установленной государственным заказчиком, ежегодно до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, и в этот же срок направляют утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области государственному заказчику (пункт 3).
Частью 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 24 июня 2013 года N 1631-01-ЗМО "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее - многоквартирные дома), определяется в региональной программе исходя из следующих критериев: 1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) техническое состояние конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года N 168-ПП на территории Мурманской области утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 годы.
Согласно Паспорту Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является государственным заказчиком, основным разработчиком и координатором Программы.
В региональную программу включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Мурманской области, с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Мурманской области порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и многоквартирные дома, в которых имеется менее трех квартир.
Для каждого конструктивного элемента и инженерной системы региональной программой определен плановый период проведения ее капитального ремонта.
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов проводятся в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, также утвержденным постановлением Правительства Мурманской области.
Во исполнение положений статьи 5 Закона Мурманской области от 24 июня 2013 года N 1613-01-3MO "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" постановлением Правительства Мурманской области от 30 декабря 2016 года N 681-ПП (в редакции Постановления Правительства Мурманской области от 29 июня 2018 года N 290- ПП) "О краткосрочных планах реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2018, 2019 годы утверждены: краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2018 год; краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2019 год.
Формирование краткосрочного плана реализации региональной программы осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области, которые ежегодно в срок до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, утверждают органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
Постановлением администрации города Мурманска от 28 марта 2019 г. N 1133 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы муниципальным образованием город Мурманск на 2020 - 2022 годы"
Согласно пункту 4 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов в целях обеспечения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержденного постановлением Мурманской области от 16 июля 2013 года N 393-ПП (в редакции постановления правительства Мурманской области от 31 декабря 2014 г. N 671-1111), лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, ежегодно до 1 мая предоставляют в органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома в электронном виде по форме, утвержденной уполномоченным органом, актуальную информацию о техническом состоянии каждого многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление.
Краткосрочные планы на 2017, 2018, 2019 годы утверждены с полным распределением предусмотренных НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" финансовых средств.
Краткосрочными планами реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2018, 2019 годы выполнение каких-либо видов работ в многоквартирном доме... не предусмотрено.
Разрешая спор, суд правильно и в необходимом объеме определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал их, и, применив нормы жилищного законодательства, определяющие порядок внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
При этом суд правильно исходил из того, что внесение изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области в части переноса установленного срока на более ранний срок осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, с приложением документов, подтверждающих необходимость проведения работ в более ранний срок, чем запланировано региональной программой.
Установив, что многоквартирный дом... включен в региональную программу капитального ремонта, срок проведения которого в зависимости от вида работ установлен в период с 2021 года по 2040 года, а также то, что собственниками помещений указанного дома вопрос об изменении срока капитального ремонта дома раньше запланированного срока на общем собрании в установленном порядке не разрешался, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Введенской Н.Н, Олещук В.А, Готовко О.Г.
Доказательств соблюдения процедуры внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области, равно как и доказательств, с достоверностью подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта дома по указанному адресу в более ранний срок, истцами в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, не содержит ссылку на такие новые доказательства и апелляционная жалоба.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом и представленным доказательствам, принимая во внимание, что функции ответчиков и порядок выполнения действий четко сформулированы в приведенных выше нормах права, в связи с чем в случае изменения краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта, необходимые работы по капитальному ремонту подвального помещения будут проведены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о возможности переноса установленного срока проведения капитального ремонта без проведения собрания собственников помещений многоквартирного дома с учетов выводов эксперта ООО "СтройЭксперт" о физическом износе дома, равном 53, 6%, со ссылкой на разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенные в письме N12315-АЧ/04 от 7 июля 2014 г, не свидетельствуют о нарушении ответчиками прав истцов, поскольку в установленном законодательством субъекта порядке вопрос внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы не разрешался.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что судом не дана должная оценка всем представленным доказательствам, а именно заключению специалиста ООО "СтройЭксперт" от 11 ноября 2017 г, актам обследования технического состояния дома, жалобам собственников по вопросу технического и санитарного состояния дома в адрес администрации города Мурманска, является несостоятельным. Решение суда первой инстанции должным образом мотивировано, основано на полном исследовании представленных доказательств, совокупность которых была достаточной для вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Довод жалобы о неназначение судом первой инстанции экспертизы для определения нуждаемости дома... в проведении срочного комплексного капитального ремонта, не влечет отмены решения суда, поскольку назначение экспертизы по делу является правом, а не обязанностью суда.
Кроме того, из материалов дела следует, что ходатайство о ее назначении стороной истцов в ходе судебного разбирательства заявлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в непроведении предварительного судебного заседания с целью установления юридически значимых для рассмотрения данного спора обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судебная коллегия полагает несостоятельными.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при подготовке дела к судебному разбирательству судья в случаях, предусмотренных статьей 152 настоящего Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте.
В силу положений части 1 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определение достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при подготовке дела к судебному разбирательству судья вправе проводить предварительное судебное заседание (пункт 13 части 1 статьи 150 ГПК РФ), которое назначается не по каждому гражданскому делу, а только в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 152 ГПК РФ.
Таким образом, проведение предварительного судебного заседания по гражданскому делу является правом суда, а не его обязанностью.
Не является основанием для отмены поставленного судебного акта и ссылка в жалобе на вынесение судом в одном документе определений о принятии искового заявления к производству и возбуждении гражданского дела, о подготовке дела к судебному разбирательству. Формальное вынесение судом одним процессуальным документом определения о принятии искового заявления и определения о подготовке дела к судебному разбирательству не является существенным процессуальным нарушением, влекущим незаконность судебного решения, которым разрешен спор.
Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрение судом дела в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчиков, а именно представителей Правительства МО и НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", которыми в материалы дела представлены письменные отзывы и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей не нарушило процессуальные права истцов.
Мнение истца Введенской Н.Н. о том, что мотивировочная часть решения не соответствует требованиям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ошибочно. Решение суда полностью соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Так, в мотивировочной части обжалуемого решения указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; нормы права, которыми руководствовался суд при вынесении решения.
Приведенные в дополнениях к жалобе доводы о том, что капитальный ремонт дома осуществлен в 1987 году, в настоящее время степень износа здания составляет 53, 6%, а в результате бездействия управляющих организаций и отсутствия результативных действий со стороны контролирующих органов подвальное помещение дома находится в аварийном состоянии, не могут послужить поводом для отмены законного и обоснованного решения суда.
Для решения вопроса об изменении установленного срока проведения капитального ремонта дома недостаточно установить, что истекли сроки минимальной продолжительности эксплуатации элементов здания. Принятие решения, предусматривающего перенос срока проведения капитального ремонта (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой, производится в соответствии с процедурой, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом деле не была соблюдена.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности и необоснованности решения суда не опровергают выводы суда, а выражают субъективное мнение заявителей, не основанное на материалах дела, направленное на переоценку выводов суда первой инстанции и доказательств, имеющихся в материалах дела, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Решение принято судом с правильным применением норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, нарушений не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней истцов Введенской Натальи Николаевны, Олещук Валентины Антоновны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.