Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Мартынова Н.Л.
Муравьевой Е.А.
с участием прокурора
Бурлакова И.А.
при секретаре
Шороновой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ловозерского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области об обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области на
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 26 августа 2019 г, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Ловозерского района Мурманской области, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, о понуждении организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта *, долгота *, по адресу:... на территории возле гаража N.., в срок до 30 ноября 2019 года".
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А, возражения относительно доводов жалобы прокурора Бурлакова И.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, установила:
Прокурор Ловозерского района Мурманской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о возложении обязанности организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Ловозерского района Мурманской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, по результатам которой установлено наличие несанкционированной свалки мусора в районе гаража N *...
Утверждал, что организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Неисполнение ответчиком возложенных законом обязанностей ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Истец просил обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области в срок до 30 ноября 2019 г. организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, расположенной вблизи гаража N * на территории.., на участке местности с координатами: широта *, долгота * (использована система глобального позиционирования - GPS).
В судебном заседании помощник прокурора Ловозерского района Мурманской области Матвеева Е.О. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика, исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области Басавин Ю.В, возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области Басавин Ю.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что сбор твердых бытовых отходов должен осуществляться региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - АО "Управление отходами" в лице Мурманского филиала, действующего на основании соглашения заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
Указывает, что в бюджете муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области не предусмотрены денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок.
Настаивает на том, что администрация муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ликвидация несанкционированной сварки мусора, образовавшейся на территории.., должна быть устранена в силу Раздела 6.1. Правил благоустройства и санитарного содержания территории указанного муниципального образования силами собственников гаражей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
Положениями статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу положений статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее - Правила).
Согласно разделу II "Порядок осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов" вышеуказанных Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 607-ст), если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок в районе гаража N *.., на участке местности с координатами: широта *, долгота *,... расположен в границах территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области.
На указанной территории находится несанкционированная свалка мусора, состоящая из бытовых отходов, что подтверждается материалами проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Ловозерского района Мурманской области.
Также судом установлено, что согласно Уставу муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, утвержденному решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района N 27 от 21 декабря 2005 г. (в редакции от 27 марта 2018 г. N 218-03), городское поселение Ревда организует сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов.
В соответствии с соглашением "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области" от 10 января 2018 г, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является АО "Управление отходами" в лице Мурманского отделения.
Как усматривается из генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района на 2018-2033 годы, утвержденной решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района Мурманской области от 27 марта 2018 г. N 219-03, территория, на которой расположена несанкционированная свалка, находится вне зоны мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, обустроенных органом местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установив, что на день рассмотрения дела мусор, образовавшийся в районе гаража N *, на участке местности с координатами: широта *, долгота *, на территории... не ликвидирован, собственник отходов на указанном земельном участке не установлен, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области обязанности по ликвидации свалки, исходя из того, что несанкционированная свалка образована на земле, относящейся к территории муниципального образования, а доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам, ответчиком не представлено.
Поскольку ответчиком не предпринимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора Ловозерского района, предоставив ответчику разумный срок для устранения несанкционированной свалки.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что суд необоснованно возложил на администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области обязанность обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки, являются необоснованными в силу следующего.
Поскольку собственник отходов на земельном участке, расположенном в.., у гаража N *, на участке местности с координатами: широта *, долгота *, не установлен, исходя из вышеуказанного пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на вышеуказанной территории отходы являются собственностью муниципального образования, которое в силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязано организовать сбор и вывоз бытовых отходов, строительного мусора на территории соответствующего муниципального образования.
При этом в материалы дела стороной ответчика в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств принадлежности земельных участков (территорий) на каком-либо вещном праве иным лицам, на которых могло бы быть возложено выполнение указанной обязанности.
Довод жалобы о том, что сбор, транспортирование и ликвидация твердых бытовых отходов, образовавшихся в районе гаража N * на вышеуказанной территории в... должен осуществлять региональный оператор АО "Управление отходами" в рамках соглашения от 10 января 2018 г, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунальным хозяйством Мурманской области, судебная коллегия признает несостоятельным. Факт бездействия администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, выразившийся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок на муниципальной земле, нашел свое подтверждение, доказательств его опровергающих не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что бюджетом администрации муниципального образования не предусмотрены денежные средства для ликвидации несанкционированных свалок, не влечет отмену правильного решения суда, поскольку отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Судом юридически значимые обстоятельства по делу с учетом положений норм материального права, подлежащих применению, установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При разрешении спора нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 26 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.