2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Даутова М.Ф.
и судей - Конфеты В.Л, Бояркина Д.В, при секретаре судебного заседания Кошечкиной А.А, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-95/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 11111 старшего прапорщика запаса Алексеева Алексея Александровича об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Красноярск) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, по апелляционной жалобе административного истца на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 30 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выступления административного истца Алексеева А.А. и его представителя - Жукова А.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Алексеев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника отделения (территориального, г. Красноярск) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ) от 3 июня 2019 года "N" ему с составом семьи (всего 3 человека) было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, - "... " на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать данные действия названного должностного лица незаконными, обязать последнего отменить это решение и принять его и членов его семьи на указанный учёт.
Красноярский гарнизонный военный суд решением от 30 июля 2019 года отказал Алексееву в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
По его утверждению, вынесенное по делу решение является незаконным, подлежащим отмене ввиду противоречивости выводов суда провозглашённым Федеральным законом "О статусе военнослужащих" гарантиям. Так, по смыслу действующего законодательства, уволенные военнослужащие, не признанные в период службы нуждающимися в получении жилых помещений, сохраняют право на их получение от Министерства обороны РФ. При этом судом не принято во внимание, что до издания командованием в ноябре 2018 года приказов об увольнении с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части он, в ходе проведения с ним 9 октября того же года беседы, заявил просьбу об обеспечении его жильём либо жилищной субсидией.
На указанную апелляционную жалобу представителем начальника отделение ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ - Барагой В.И. поданы возражения, в которых он полагает необходимым оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.
При этом, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, гарнизонный военный суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 п. 1 данной стати Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы.
В силу абзаца 12 п. 1 указанной статьи Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 13 п. 1 этой же статьи Закона военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из приведённых норм в их взаимосвязи следует, что необходимым условием для обеспечения указанных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предоставляемыми в собственность или по договору социального найма, является признание таких лиц нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации" (далее - Правила), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (в ред. от 09.12.2017 г.), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подаёт в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются следующие документы: копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления; копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, военнослужащий прилагает к указанному выше заявлению, помимо изложенных в п. 3 Правил документов, сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
В соответствии с абзацем 3 п. 5 Правил в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учёт (отказе в принятии на учёт) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
На основании констатированных норм гарнизонный военный суд сделал обоснованный вывод о том, что решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении носит заявительный характер.
Таким образом, как правильно указано в решении суда, реализация военнослужащим данного права напрямую связана с его обращением в установленном порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как усматривается из копий справки военного комиссара "... " района Красноярского края от 19 февраля 2019 года "N" и выписки из послужного списка Алексеева, последний, на дату исключения его из списков личного состава войсковой части 11111 - 30 ноября 2018 года, имел 22 года 10 месяцев календарной выслуги лет, следовательно, заключил с Министерством обороны РФ первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Из материалов дела и пояснений в суде административного истца видно, что по месту военной службы он был обеспечен служебным жилым помещением, расположенным по "адрес", из которого с членами семьи был выселен без предоставления другого жилого помещения по решению "... " районного суда Красноярского края от 20 мая 2019 года.
В соответствии с копиями выписок из приказов командира войсковой части 11111 от 15 и 21 ноября 2018 года "N" и "N" Алексеев, соответственно, досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и исключён из списков личного состава воинской части с 30 ноября того же года.
Как следует из копий заявлений административного истца начальнику отделения ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ от 15 января и 19 февраля 2019 года, в них он просил принять его с составом семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - "... " и "... ", соответственно.
Из копии решений начальника отделения ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ от 25 января 2019 года "N" и от 3 июня этого же года "N" усматривается, что в удовлетворении данных заявлений Алексееву отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, учитывая вышеприведённое, судом первой инстанции в решении сделан обоснованный вывод о том, что решение начальника отделения ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ об отказе административному истцу в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, соответствует нормам действующего законодательства, вследствие чего не нарушает каких-либо его прав.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд приходит к выводу, что оснований для отмены принятого гарнизонным военным судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
Ввиду указанного, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 30 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 11111 старшего прапорщика запаса Алексеева Алексея Александровича об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Красноярск) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий М.Ф. Даутов
Судьи: В.Л. Конфета
Д.В. Бояркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.