Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99004473-2 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан рабочей группой, созданной в соответствии с решением Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики при участии кадровых специалистов из федеральных органов исполнительной власти, ученых научно-исследовательских учреждений и юридических ВУЗов.
В законодательстве иностранных государств возрастные границы нахождения на государственной службе регламентируются как нормами пенсионного законодательства, так и законодательством о государственной службе, а в ряде случаев - и порядком деятельности конкретных ведомств.
В ряде стран национальное законодательство устанавливает предельный возраст нахождения на государственной службе 65 - 70 лет или вообще не устанавливает.
Так, в Великобритании согласно ст.27 Закона о социальном обеспечении (1975 года) выход на пенсию лиц, занимающих должности на государственной службе, обязателен лишь по истечении 5 лет после достижения пенсионного возраста, который для мужчин установлен 65 лет, для женщин - 60 лет.
В Канаде в соответствии с законодательством о государственной службе конкретный возраст для ухода на пенсию установлен 65 лет. Одновременно предусмотрено продление трудовых отношений без ограничения возраста. Для некоторых категорий чиновников высокого уровня условия пролонгации их службы определены в законодательстве, которым регулируются вопросы функционирования конкретного государственного органа.
Аналогичная система действует в Польше.
В Соединенных Штатах Америки с 1975 года действует закон о запрете дискриминации по признаку возраста, в соответствии с которым запрещается увольнение государственного служащего по причине достижения им пенсионного возраста (65 лет для мужчин и женщин).
В Германии в новой редакции Закона о государственных служащих от 27 февраля 1985 года установлено, что пожизненные служащие выходят в отставку по истечении месяца, в котором они достигли 65-летнего возраста. Для отдельных групп государственных служащих Законом установлены другие возрастные границы. Лицо, достигшее 65-летнего возраста, может быть оставлено на должности на определенный срок, если имеется срочная служебная необходимость и заявлено соответствующее ходатайство со стороны вышестоящих органов.
Предельный возраст для занятий должностей на государственной службе во Франции установлен Законом N 84-834 от 13 сентября 1984 года "О предельном возрасте в публичной службе и публичном секторе" (Журналь офисье 1984 г., с.531). Закон снизил предельный возраст для занятия должности на государственной службе для некоторых категорий чиновников.
В Российской Федерации для ряда категорий служащих в ВУЗах, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях здравоохранения, судебных органах, органах прокуратуры и т.д. предельный возраст вообще не устанавливается. Уход на пенсию перечисленных служащих с последующим их увольнением с места работы, для лиц достигших пенсионного возраста, зависит только от ученой степени, желания работать и их состояния здоровья.
На государственную службу большинство граждан Российской Федерации приходит, имея достаточный жизненный, научный и трудовой опыт (40 - 45 лет). Для того, чтобы с полной отдачей выполнять служебные обязанности, требуется несколько лет работы, учебы на курсах повышения квалификации и т.д. Особенно остро этот вопрос стоит для государственных служащих, занятых законотворческой работой, где проблема освоения техники разработки законопроектов и накопления базы данных для их экспертной оценки, а также анализа отдельных правовых норм требует многих лет.
Получив достаточный опыт и приобретя необходимые знания, государственный служащий в соответствии с Федеральным законом должен покинуть государственную службу только по причине предельного возраста - 60 лет, если руководитель соответствующего государственного органа не примет решения на однократное продление ему срока нахождения на государственной службе на один год, и это распространяется только на государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности.
Некоторые государственные служащие, достигшие возраста 65 лет (это предельный возраст для продления государственной службы), имеют еще достаточный для работы потенциал и нужны для государственных органов, но должны уйти с государственной службы или продолжать работу, но уже на условиях срочного трудового договора.
Во второй части пункта 3 статьи 25 видимо имеется неточность: так в первом предложении продление государственной службы после 65-летнего возраста государственному служащему не допускается, а во втором предложении этой части - он может продолжать работу в государственном органе.
Некоторые федеральные органы исполнительной власти вынуждены искать различные пути для сохранения опытных государственных служащих, в которых они остро нуждаются.
Так, Министерство обороны Российской Федерации вопрос о предельном возрасте пребывания на военной службе решило своеобразно. Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 4 января 1999 года N 4 срок военной службы для целого ряда категорий (для военнослужащих от полковника и выше) может быть увеличен до 65-летнего возраста.
На проведенном совещании 12 октября 1999 года руководители отделов и управлений по работе с кадрами всех федеральных органов исполнительной власти предложили отдельные правовые нормы пункта 3 статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" уточнить, сделать их более четкими, и ясными, укрепляющими кадровую политику.
В предложенном законопроекте предельный срок нахождения на государственной службе 60 лет сохраняется, но исключается ссылка на государственные должности (высшие, главные и ведущие), которым руководитель государственного органа может продлить государственную службу. Это изменение Федерального закона исключит дискриминационный подход к различным категориям государственных служащих.
Законопроектом предлагается исключить правовую норму, ограничивающую руководителя государственного органа продлевать государственную службу государственному служащему в возрасте свыше 65 лет. Одновременно отпадает необходимость в правовой норме, позволяющей государственному служащему продолжать работу после 65-летнего возраста на условиях срочного договора.
Правовая норма, дающая возможность руководителю государственного органа продлевать ежегодно в необходимых случаях государственному служащему государственную службу, вполне достаточна. Руководитель в любое время может отказать государственному служащему в продлении государственной службы по разным причинам. С другой стороны, отдельным государственным служащим, в опыте которых ряд министерств и ведомств остро нуждается, руководитель государственного органа может продлить государственную службу и после достижения государственным служащим 65-летнего возраста.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон "Об
основах государственной службы Российской Федерации"
(по вопросу о предельном возрасте нахождения на государственной службе)
Принятие проекта федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" (по вопросу о предельном возрасте нахождения на государственной службе) может потребовать дополнительное финансирование из средств федерального бюджета.
В связи с увеличением времени нахождения на государственных должностях государственных служащих возрастут доплаты к государственной пенсии за счет увеличения стажа государственной службы.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, начиная с 2001 года, дополнительные расходы на эти цели из федерального бюджета ежегодно могут составить 12,6 млн.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.