Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А, судей Жудова Н.В. и Сычева Ю.В, при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жудова Н.В. дело по апелляционной жалобе Горбунова П.А. и Горбуновой О.М. на решение Калужского районного суда Калужской области от 12 августа 2019 года по административному исковому заявлению Горбунова Павла Александровича и Горбуновой Ольги Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области об оспаривании решений, установила:
20 июня 2019 года Горбунов П.А. и Горбунова О.М. обратились в суд с административным иском, уточнив который, просили признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, выраженные в уведомлениях от 1 февраля 2019 года N о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права; от 25 февраля 2019 года N и от 30 апреля 2019 года N об отказе в снятии приостановления в отношении объекта недвижимого имущества - бани, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N в д. "адрес".
В обоснование заявленных требований указано на то, что Горбуновым на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке административные истцы возвели объект недвижимости - вспомогательное строение "баня". В январе 2019 года они обратились к административному ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на этот объект недвижимого имущества. Однако административный ответчик принял оспариваемые решения о приостановлении кадастрового учета и регистрации права в отношении вышеуказанного объекта недвижимости со ссылкой на положения пунктов 7, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Также в административном иске указано, что апелляционной комиссией жалоба на решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области была отклонена. Полагают, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав по поданному ими заявлению.
Горбунов П.А. в судебном заседании просил административный иск удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области Моисеева О.О. возражала против заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Горбуновой О.М. и заинтересованного лица государственного регистратора Семеновой Ю.В, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 августа 2019 в требованиях административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения районного суда как незаконного и необоснованного, со ссылкой на то, что в соответствии с действующим законодательством кадастровый учет и регистрация права на баню, как объект вспомогательного использования, осуществляются в упрощенном порядке (без получения разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию), на основании технического плана такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, которые в установленном порядке были представлены административному ответчику.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Горбунова П.А, поддержавшего жалобу, объяснения Моисеевой О.О, возражавшей по жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие на нее возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Горбунову П.А. и Горбуновой О.М. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок площадью 1497 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л.д.35-43).
Из дела видно, что 17 января 2019 года административные истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, общей площадью 70 кв.м. расположенное на указанном земельном участке, представив технический план здания, подготовленный на основании декларации об объекте недвижимости, в которой указанное здание поименовано как баня (л.д.84-101, 136-148).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области в уведомлении N от 1 февраля 2019 года указало на приостановление осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности со ссылкой на пункты 7, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" на срок до 6 мая 2019 года (л.д.61).
В обоснование принятого решения административным ответчиком указано на поступление по запросу сведений из органа местного самоуправления об отсутствии в отношения здания выданного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и на несоответствие технического плана требованиям к его подготовке, согласно которым сведения о здании подлежали указанию в техническом плане на основании проектной документации.
Жалоба Горбунова П.А. на решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поданная в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Калужской области к рассмотрению не принята (л.д.25, 26).
Впоследствии административным истцам в уведомлениях от 25 февраля 2019 года N и от 30 апреля 2019 года N сообщалось об отказе в снятии приостановления (л.д.176-181).
Согласно пунктам 7 и 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а также в случае представления (поступления) информации об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
На основании части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В то же время государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости (часть 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Для целей определяемых градостроительным законодательством, объекты вспомогательного использования - это объекты пониженного уровня ответственности, к числу которых относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (часть 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
По смыслу положений градостроительного законодательства объекты вспомогательного использования выполняют обслуживающую функцию по отношению к находящимся на земельных участках зданиям.
Соответственно, регистрация прав на объекты вспомогательного использования, производимая по нормам гражданского законодательства, их кадастровый учет не могут производиться вне учета их связи с объектами жилищного строительства, предназначенными для проживания людей, что в итоге обеспечивает контроль за застройкой земельных участков.
В письме Минэкономразвития России от 07 ноября 2018 года N 32363-ВА/д23и, прямо указано на то, что объекты недвижимости рассматриваются объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту, в том числе объекту ИЖС, расположенному на соответствующем земельном участке.
Подавая документы для целей осуществления кадастрового учета и регистрации прав на нежилое здание бани, Горбуновы однако, не представили данных в регистрирующий орган о том, по отношению к какому основному объекту, расположенному именно на земельном участке с кадастровым номером N, вышеназванная баня выполняет обслуживающую функцию - то есть не представили необходимые данные, которые бы давали основания для применения в отношении указанного объекта правил упрощенного оформления.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения регистрирующего органа, в силу которых здание обоснованно рассматривалось не как объект вспомогательного использования, а как самостоятельное здание, требующее подготовки технического плана на основании проектной документации (а не декларации) и ввода его в эксплуатацию, являются законными.
Фактические основания для упрощенного оформления в данном случае не были надлежащим образом подтверждены административными истцами при их обращении в Управление Росрееестра по Калужской области, что и повлекло вынесение оспариваемых решений.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбунова П.А. и Горбуновой О.М, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.