Судья Кассационного военного суда Ключиков И.А., рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности - Саитова Сергея Айдаровича - на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 16 мая 2019 года, решение заместителя председателя Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 13 июня 2019 года и решение судьи Уральского окружного военного суда от 25 июля 2019 года, вынесенные в отношении Саитова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6. КоАП РФ, установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 16 мая 2019 года начальник финансово-экономического отдела - главный бухгалтер ФКУ " "данные изъяты"" (далее - ФКУ " "данные изъяты"") "звание" Саитов С.А. признан виновным в представлении 28 января 2019 года распорядителю бюджетных средств -ФГКУ " "данные изъяты"" - заведомо недостоверной бюджетной отчётности по состоянию на 01 января 2019 года. Как указано в данном постановлении, это явилось следствием ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей по ведению бюджетного учета, а также формированию и представлению полной и достоверной бюджетной отчётности, в результате чего из-за необоснованного принятия ФКУ " "данные изъяты"" к бюджетному учету в 2018 году кредиторской задолженности в сумме 575 881 рубль было допущено искажение показателей бюджетной отчетности за 2018 года.
За совершение данного административного правонарушения, квалифицированного по ст.15.15.6 КоАП РФ, Саитову С.А. было назначено наказание в виде административного штрафа в размере10 500 рублей.
Решением заместителя председателя Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 13 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Уральского окружного военного суда от 25 июля 2019 года, указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Саитова С.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Кассационный военный суд, Саитов С. А. просит отменить постановление о назначении ему административного наказания и вынесенные по его жалобам на это постановление судебные решения и прекратить производство по делу на основании ст. 2.9. или 24.5 КоАП РФ.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ст. 2.2 КоАП РФ, он указывает на отсутствие у него умысла на составление документов бухгалтерского учета с заведомо недостоверными сведениями как обязательного признака состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ. При этом он указывает, что суд установилнеосторожность в его действиях, а это свидетельствует о допущенной им небрежности.
Кроме того, Саитов С.А. утверждает о наличии формального нарушения, которое не повлекло никаких затрат и негативных последствий, и об оставлении судом без внимания того факта, что при поступлении исправленных документов из войсковой части N данные бюджетного учёта ФКУ " "данные изъяты"" были немедленно исправлены до проведения проверки контролирующими органами, а исправление ошибок прошлых отчетных периодов предусмотрено законодательством и нарушением не считается.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, и учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно материалам дела, ФКУ " "данные изъяты"" приняло к учету поступившие в виде электронных документов копии универсальных передаточных документов, датированных 27 - 28 декабря 2018 года, на основании которых осуществило регистрацию не имевших место фактов хозяйственной жизни на сумму 575 881 рубль в рамках централизованного снабжения на оплату поставленного продовольствия снабжаемым подразделениям Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Данная необоснованно учтенная кредиторская задолженность на указанную сумму нашла свое отражение в бюджетной отчетности за 2018 год, представленной 28 января 2019 год ФКУ " "данные изъяты"" в ФГКУ " "данные изъяты"".
Эти обстоятельства, которые не оспариваются в жалобе Саитовым С.А, были достоверно установлены при привлечении его 16 мая 2019 года к административной ответственности, а также судьями при рассмотрении жалоб Саитова С.А. на основании изложенных и в постановлении от 16 мая 2019 года, и судебных решениях доказательств, а указанные в постановлении и решениях нормативные акты и документы, относящиеся как к вопросам бухгалтерского учета и отчетности, так и должностным полномочиям Саитова С.А. применены правильно.
Однако верно установив фактические обстоятельства по делу, судьи при рассмотрении жалоб Саитова С.А. пришли к ошибочному выводу об обоснованности привлечения его к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, согласившись с тем, что он, действуя умышленно, представил распорядителю бюджетных средств заведомо недостоверную бюджетную отчетность за 2018 год.
Между тем, при производстве по делу доказательств наличия умысла Саитова С.А. на представление такой недостоверной отчетности установлено не было, а его показания о допущенной им при этом небрежности не опровергнуты.
Согласно чч. 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.
Таким образом, так как предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ (в ред. от 07.06.2017 N 118-ФЗ)представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, за которое Саитов С.А. привлечен к административной ответственности, было возможно только с прямым умыслом, а неосторожная форма вины при этом такую ответственность за эти действия исключала, то следует прийти к выводу, что действия Саитова С.А. не подлежали квалификации по указанной статье.
В тоже время, поскольку материалами дела об администратитвном правонарушении было установлено, что представление ФКУ " "данные изъяты"" недостоверной бюджетной отчетности за 2018 год явилось следствием регистрации в этом Учреждении не имевших место фактов хозяйственной деятельности, то в действиях Саитова С.А, отвечавшего в силу своих должностных обязанностей за организацию и ведение бюджетного учета, усматривались на момент содеянного признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 15.11 КоАП РФ (в ред. от 30.03.2016 N 77 - ФЗ), то есть в силу примечания к этой статье как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Однако с 9 июня 2019 года вступили в силу изменения в ст. 15.11 КоАП РФ, а также новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая не предусматривает административную ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчётности. Это обстоятельство при рассмотрении жалоб Саитова С.А. на постановление о назначении административного наказания было судьями оставлено без внимания, что не позволило им проверить допустимость применения по данному делу положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение.
Следствием этого, а также ошибочной юридической оценки действий Саитова С.А. стало то, что судьями при рассмотрении жалоб Саитова С.А. остался не выяснен ряд обстоятельств, связанных как с указанными выше законодательными нововведениями, так и с примечаниями к ст. 15.11. и 15.15.6 КоАП РФ.
Данная неполнота не позволяет в настоящее время сделать вывод об окончательной квалификации действий Саитова С.А, в том числе о допустимости применения по делу примечаний к ст. 15.11 КоАП РФ, либо положений действующей редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов может быть вынесено решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что исправление допущенных судьями существенных нарушений процессуальных требований необходимо устранить в судебном порядке, считаю необходимым отменить решение заместителя председателя Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 13 июня 2019 года и решение судьи Уральского окружного военного суда от 25 июля 2019 года, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб Саитова С.А. на постановление о назначении ему административного наказания, и возвратить дело на новое рассмотрение в Екатеринбургский гарнизонный военный суд.
Исходя из вышесказанного и руководствуясь ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
решение заместителя председателя Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 13 июня 2019 года и решение судьи Уральского окружного военного суда от 25 июля 2019 года, вынесенные по жалобам Саитова Сергея Айдаровича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 16 мая 2019 года о назначении ему административного наказания, отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Екатеринбургский гарнизонный военный суд.
Судья Кассационного
военного суда И.А. Ключиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.