Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Романова В.С, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8670/2019 по апелляционным жалобам истца и ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 29 августа 2019 г, которым частично удовлетворён иск Жумагазиевой Балнур Асылбеккызы к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. "адрес" (далее - отделение) об установлении ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Жумагазиева проживает в г. "адрес" и с 7 ноября 2018 г. осуществляет уход за дочерью ФИО1, 2018 года рождения, являющейся инвалидом. Шестнадцатого ноября 2018 г. истец обратилась в отделение, в котором ребёнок находится на пенсионном обеспечении, с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом (далее - ежемесячная выплата), предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы". Решением отделения от 25 декабря 2018 г. N в назначении ежемесячной выплаты истцу отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт постоянного проживания в г. "адрес"
В иске Жумагазиева просила признать названное решение незаконным и обязать ответчика установить ей ежемесячную выплату на основании заявления и представленных документов с декабря 2018 г, а также возместить понесённые по делу судебные расходы на оплату государственной пошлины и юридических услуг на общую сумму 3 300 руб.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконным и отменил решение отделения от ДД.ММ.ГГГГ N, возложив на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Жумагазиевой от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ежемесячной выплаты с учётом обстоятельств, установленных судом, и присудил возместить истцу со стороны ответчика понесённые по делу судебные расходы в размере 3 300 руб.
В удовлетворении иска в части требования о возложении на отделение обязанности назначить истцу ежемесячную выплату с ДД.ММ.ГГГГ суд отказал.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
Автор жалобы полагает ошибочным вывод суда о том, что, вопреки требованиям законодательства, к заявлению она не приложила справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства о неполучении пособия по безработице, поскольку данный документ запрашивается органом, осуществляющим выплату пенсии, у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При рассмотрении вопроса о назначении ей ежемесячной выплаты отделением указанные сведения были запрошены в Коммунальном государственном учреждении " "адрес" отдела занятости и социальных программ и регистрации актов гражданского состояния по городу "адрес"" (далее - "адрес" отдела занятости и социальных программ и РАГС по "адрес"). Оснований для предоставления таких сведений из Государственного казённого учреждения "Центр занятости населения "адрес"" (далее - ГКУ "ЦНЗ "адрес"") не имелось, так как вопросы, связанные с выплатой пособия по безработице, международными соглашениями между Российской Федерации и Республикой Казахстан не урегулированы, поэтому граждане последней получают названное пособие через соответствующие органы Республики Казахстан. Более того, судом установлено, что в ГКУ "ЦНЗ "адрес"" пособие по безработице она не получает. В этой связи полагает, что иск подлежал удовлетворению в полном объёме.
Ответчик, также не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что, вопреки выводу суда, к спорным правоотношениям не подлежат применению положения статьи 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе "адрес", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, ДД.ММ.ГГГГ), поскольку право на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, Республики Казахстан и иных лиц, проживающих на территории "адрес", предметом названного соглашения не являются, а отделение к органам исполнительной власти не относится.
Полагает необоснованной ссылку суда на нормы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку в силу международных договоров и соглашений "адрес" является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, на которой установлен особый режим безопасного функционирования, включающий, в том числе ограничение на постоянное проживание. Решение о постоянном проживании граждан принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации "адрес", поэтому наличие постоянного проживания (регистрации по месту жительства) является основополагающим юридическим фактом, необходимым для реализации указанными выше гражданами права на пенсионное обеспечение.
Не соглашается с выводом суда о том, что отсутствие справки органа службы занятости о неполучении истцом пособия по безработице явилось препятствием для назначения ей ежемесячной выплаты. Со ссылкой на статью 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур" (Алма-Ата, ДД.ММ.ГГГГ), отмечает, что социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих, работающих на комплексе " "адрес"", обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а граждан Республики Казахстан - в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением. Поскольку ГКУ "ЦНЗ "адрес"" пособие по безработице гражданам Республики Казахстан не назначает, отделением был направлен соответствующий запрос в "адрес" отдела занятости и социальных программ и РАГС по "адрес", из ответа которого следует, что истец социальных выплат не получает.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из следующего.
В целях усиления социальной защищённости отдельных категорий граждан Указом Президента РФ "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" предусмотрена ежемесячная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, которая для родителя (усыновителя) или опекуна (попечителя) установлена в размере 10 000 руб.
В соответствии с пунктами 3-5 названного Указа ежемесячные выплаты производятся к установленной ребёнку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним.
Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребёнка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребёнка-инвалида или инвалида с детства I группы.
Кроме того, в силу пункта 8 названного нормативного правового акта Правительству РФ предписано определить порядок осуществления указанных выплат.
Во исполнение Указа Президента РФ "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" постановлением Правительством РФ от 2 мая 2013 г. N 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила).
Согласно пунктам 2-4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним, производится к установленной ребёнку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города "адрес", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) г. "адрес" является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой г. "адрес" в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем г. "адрес" признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. "адрес".
При этом, исходя из положений статей 6 и 7 названного Соглашения, под администрацией "адрес" понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который, в том числе координирует деятельность правоохранительных органов.
Помимо этого, суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами статьи 20 ГК РФ и статьи 2 Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", предусматривающими понятие места жительства гражданина.
Из копии поквартирной карточки и адресной справки, выданной начальником отделения по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе " "адрес"", а также копии свидетельства о рождении усматривается, что гражданка Республики Казахстан Жумагазиева с ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес" В указанном жилом помещении совместно с ней проживают и зарегистрированы по месту жительства ФИО9, и ФИО10.
Из объяснений Жумагазиевой и копии справки бюро медико-социальной экспертизы следует, что истец с 7 ноября 2018 г. осуществляет уход за дочерью, являющейся инвалидом (категория "ребёнок-инвалид").
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 состоит на учёте в отделении, которым с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена и выплачивается государственная пенсия по инвалидности на основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, учитывая, что ежемесячная выплата устанавливается проживающему на территории Российской Федерации родителю, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, независимо от совместного проживания с ним, а также особый статус г. "адрес" и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан и, принимая во внимание, что Жумагазиева зарегистрирована "адрес", и осуществляет уход за дочерью, являющейся инвалидом, в возрасте до 18 лет, которой отделением установлена и осуществляется выплата пенсии по инвалидности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец, несмотря на отсутствие у неё постоянной регистрации, обоснованно обратилась к ответчику с заявлением о назначении спорной выплаты.
Как указывалось выше, ежемесячная выплата устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу.
В силу пункта 5, пункта 7 и пунктов 12, 13 Правил ежемесячная выплата устанавливается, в том числе на основании справки (сведений) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице. Орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, указанного документа (сведений) и самостоятельно запрашивает его у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Осуществление ежемесячной выплаты прекращается, в том числе в случае назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице. Указанное лицо обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении данного обстоятельства, влекущего прекращение спорной выплаты.
Таким образом, право на получение ежемесячной выплаты предоставляется не всем лицам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а только тем из них, которые являются неработающими и трудоспособными. Лица, получающие пособие по безработице, не имеют права на спорную выплату, поскольку уже являются получателями социального обеспечения, установленного им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционных жалоб об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что непредставление истцом справки органа службы занятости о неполучении пособия по безработице при обращении в отделение за назначением ежемесячной выплаты явилось препятствием для её назначения.
Однако само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого судом решения по следующим основаниям.
Из копий ответов Сектора Кармакшинского районного отдела занятости и социальных программ и РАГС по г. "адрес" городского отдела Кызылординского областного филиала Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" усматривается, что Жумагазиева на учёте в названных организациях не состоит и соответствующие социальные и иные выплаты не получает.
Вместе с тем из справки ГКУ "ЦЗН г. "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N, представленной в суд в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, следует, что истец с 25 июля 2019 г. зарегистрирована в центре в целях поиска работы.
При таких данных, учитывая, что лицо, осуществляющее уход за ребёнком-инвалидом, но получающее пособие по безработице, не вправе претендовать на спорную выплату, суд первой инстанции с целью правильного и объективного рассмотрения гражданского дела правомерно истребовал соответствующие сведения из ГКУ "ЦЗН г. "адрес"".
Согласно ответу ГКУ "ЦЗН г. "адрес"" от 26 августа 2019 г, Жумагазиева с 7 ноября 2018 г, то есть с момента начала осуществления ухода за ребёнком-инвалидом, и до 25 июля 2019 г. на регистрационном учёте не состояла и пособие по безработице не получала. С 25 июля 2019 г. она зарегистрирована в качестве лица, осуществляющего поиск работы, без назначения выплаты пособия по безработице.
Поскольку в силу пункта 5 Правил приведённые сведения подлежат оценке органом, осуществляющим назначение ежемесячной выплаты, суд первой инстанции обоснованно возложил на отделение обязанность повторно рассмотреть заявление Жумагазиевой от 16 ноября 2018 г.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Правил ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за её назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Поэтому, вопреки доводам жалобы истца, решение суда первой инстанции полностью восстанавливает её нарушенные права и отвечает задачам гражданского судопроизводства, предусмотренным статьёй 2 ГПК РФ.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, а апелляционные жалобы сторон по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 29 августа 2019 г. по иску Жумагазиевой Балнур Асылбеккызы к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. "адрес" оставить без изменения, а апелляционные жалобы истца и ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.