Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Романова В.С, судей: Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шиловой Г.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3518/2019 по апелляционной жалобе представителя ответчика - Шобдировой Г.Ж. на решение 26 гарнизонного военного суда от 31 июля 2019 г, которым частично удовлетворено исковое заявление Алашбаевой Бекзады Сандешовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Алашбаева, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации и зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", где проживает на основании договора найма жилого помещения в домах государственного жилого фонда на временное проживание. Истец имеет четырех детей: "данные изъяты" годов рождения.
На основании приказа от 21 сентября 1991 г. N 251 Алашбаева с указанной даты принята на должность учителя химии и биологии в среднюю школу N 9 пос. Акай, которая в 1997 году была переименована в Коммунальное государственное учреждение "Средняя школа N 99" Кармакшинского районного отдела образования. С 1 сентября 1992 г. истец была назначена на должность учителя начальных классов данной образовательной организации, а 10 ноября того же года была перетарифицирована по этой должности. При этом Алашбаева включена в расчетные ведомости за сентябрь и декабрь 1992 года, июнь, август и ноябрь 1993 года, а также имеются сведения о получении ею заработной платы за сентябрь и декабрь 1992 года, декабрь 1993 года, январь - декабрь 1994 года, январь - май и июль - декабрь 1995 года, декабрь 1998 года, январь - июль и сентябрь - декабрь 1999 года, январь - ноябрь 2000 года, январь - июнь и сентябрь - декабрь 2001 года, январь - октябрь 2002 года. Истец не получала заработную плату в 1991 году, с января по август 1992 года, с января по ноябрь 1998 года, за ноябрь и декабрь 2002 года, в 2003 году, за исключением июля. Отсутствуют расчетные ведомости, а также сведения по заработной плате истца за период с 1 января 1996 г. по 31 декабря 1997 г.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истец в результате перевода принята на должность учителя биологии в среднюю школу N 8 г. Байконур на время декретного отпуска другого лица, а с 1 сентября 2006 г. переведена на постоянную должность учителя биологии названной школы, которая в последующем несколько раз переименовывалась (с 7 ноября 2011 г. - Государственное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 8 имени Ю.А. Гагарина").
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Алашбаева в результате перевода принята на должность учителя химии и биологии в Государственное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 14 имени К.Х. Токмухамедова" (далее - средняя общеобразовательная школа N 14), из которой уволилась ДД.ММ.ГГГГ
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N Алашбаевой предоставлен очередной трудовой отпуск сроком 33 календарных дня с 1 июля по 2 августа 2013 г, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ N данный отпуск продлен на 18 календарных дней с 25 августа по ДД.ММ.ГГГГ в связи с больничным листом. Истец получала заработную плату в 2013 году, за исключением июля. При этом средняя общеобразовательная школа N 14 за 3 квартал 2013 года начислила и уплатила в ОПФР по г. Байконур страховые взносы на страховую пенсию в размере 4379 рублей 13 копеек.
Приказом от 26 августа 2015 г. N 108 Алашбаева с указанной даты принята на работу в должности учителя биологии (1, 25 ставки) в Коммунальное государственное учреждение "Средняя школа N 277" (далее - средняя школа N 277) Кармашкинского районного отдела образования, где работает по настоящее время.
28 августа 2018 г. Алашбаева обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее - ОПФР по "адрес") с заявлением о назначении ей пенсии.
Решением ОПФР по г. Байконур от ДД.ММ.ГГГГ N Алашбаевой отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку у последней недостаточно стажа, дающего право на досрочное назначение данной пенсии в связи с педагогической деятельностью. В обоснование принятого решения отмечено, что фактический стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, составляет 11 лет 7 месяцев и 7 дней. При этом в этот стаж были включены следующие периоды ее работы учителем: с 1 по 30 сентября 1992 г, с 15 декабря 1992 г. по 15 июня 1993 г, с 15 августа по 15 ноября 1993 г, с 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2008 г, с 11 января по 15 июля 2010 г. и с 25 августа 2013 г. по 25 августа 2015 г.
ОПФР по г. Байконур не включил в стаж Алашбаевой, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в том числе следующие периоды ее работы учителем: в средней "данные изъяты" с 1 октября по 14 декабря 1992 г, с 16 июня по 14 августа 1993 г. и с 16 ноября 1993 г. по 19 сентября 2003 г, поскольку стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не подтвержден; в средней общеобразовательной "данные изъяты" 14 с 16 июля по 24 августа 2013 г, так как льготный период не подтвержден выпиской из лицевого счета застрахованного лица; на территории Республики Казахстан с 26 августа 2015 г. по 27 августа 2018 г, поскольку институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в учреждениях для детей отменен на территории Республики Казахстан с 26 июля 1996 г.
Алашбаева обратилась в суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просила признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконур от 16 ноября 2018 г. N 14627/18 об отказе ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости, а также обязать названное учреждение включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение упомянутой пенсии, следующие периоды работы: в средней школе N: с 21 сентября 1991 г. по 31 августа 1992 г, с 1 октября по 14 декабря 1992 г, с 16 июня по 14 августа 1993 г. и с 16 ноября 1993 года по 19 сентября 2003 г.; в средней общеобразовательной школе N с 16 июля по 24 августа 2013 г.; в средней школе N с 26 августа 2015 г. по 27 августа 2018 г. Кроме того, она просила обязать ОПФР по г. Байконур назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 28 августа 2018 г.
Решением суда первой инстанции исковое заявление Алашбаевой удовлетворено частично.
Суд признал незаконным и отменил решение ОПФР по г. Байконур от 16 ноября 2018 г. в части касающейся отказа Алашбаевой в зачете в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы: с 1 октября по 14 декабря 1992 г. в средней школе N пос. Акай (учитель начальных классов в период с 1 октября по 4 ноября 1992 г, учитель химии и биологии с 5 ноября по 14 декабря 1992 г.); с 16 июня по 14 августа 1993 г. в должности учителя химии средней школы N 9 пос. Акай; с 16 ноября 1993 г. по 31 декабря 1995 г. в должности учителя химии средней школы N 9 пос. Акай; с 1 декабря 1998 г. по 31 октября 2002 г. в должности учителя химии средней школы N 9 пос. Акай; с 16 июля по 24 августа 2013 г. в должности учителя химии и биологии средней общеобразовательной школы N 14 г. Байконур Республики Казахстан; с 26 августа 2015 г. по 27 августа 2018 г. в должности учителя биологии средней школы N 277 г. Байконур Республики Казахстан. Также суд обязал названное учреждение включить истцу в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, указанные периоды работы.
Кроме того, суд взыскал с ОПФР по г. Байконур в пользу Алашбаевой судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения ОПФР по г. Байконур от 16 ноября 2018 г. в части касающейся отказа в назначении Алашбаевой досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения данной пенсии, периодов работы: с 21 сентября 1991 г. по 31 августа 1992 г. в должности учителя химии и биологии средней школы N 9 пос. Акай; с 1 января 1996 г. по 30 ноября 1998 г. и с 1 ноября 2002 г. по 19 сентября 2003 г. в должности учителя химии средней школы N 9 пос. Акай, а также о возложении на упомянутое учреждение обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28 августа 2018 г. судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда первой инстанции отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителе г. Байконур от 27 апреля 1996 г, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", указывает, что право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью предоставляется при соблюдении условия работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях. Не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с трудовой деятельностью периоды, не связанные с осуществлением работы, в том числе отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, отпуска по уходу за ребенком, имевшие место до 6 октября 1992 г, и другие отвлечения от работы.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 этого Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что в целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах - участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или в определенных условиях труда и организациях, аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий, в том числе и в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен, учитывается как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
Согласно этим международным правовым нормам город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем города Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур.
Пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с этим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно п. 19 ч. 1, чч. 1.1 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи. Страховая пенсия по старости указанным лицам назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 1);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", (далее - Список 2) с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", (далее - Список 3) с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Исходя из пп. 1 и 1.1 Списка 1 в этот список включены учителя школ всех наименований.
Согласно пп. 3, 4 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пп. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В Список 2 включены учителя начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Список 3 включает в себя учителей школ и школ - интернатов всех типов и наименований.
В Перечне предусмотрены учителя начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ, независимо от их наименования.
Согласно пп. 11 и 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пп. 9, 20 и 26 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" отметил, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Гражданка Российской Федерации Алашбаева зарегистрирована по месту пребывания в г. Байконур Республики Казахстан, следовательно, она подлежит пенсионному обеспечению по нормам законодательства Российской Федерации.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что период с 26 августа 2015 г. по 27 августа 2018 г, когда истец работала в должности учителя биологии в средней школе N "адрес" Республики Казахстан, подлежит включению в стаж Алашбаевой, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. При этом отмена с 26 июля 1996 г. на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность в учреждениях для детей не может свидетельствовать об обратном, поскольку, как отмечено выше, подлежит применению законодательство Российской Федерации.
Поскольку истец, работавшая учителем химии и биологии в средней общеобразовательной школе N "адрес" Республики Казахстан, с 16 июля по 24 августа 2013 г. находилась в очередном трудовом отпуске, то данный период также подлежит включению в ее стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, о чем также верно указал гарнизонный военный суд.
Что касается периодов работы Алашбаевой в средней школе N "адрес", которая в последующем была переименована в среднюю школу N, то суд первой инстанции правильно включил в упомянутый выше стаж истца периоды с 1 октября по 14 декабря 1992 г, с 16 июня по 14 августа 1993 г. и с 16 ноября 1993 г. по 31 декабря 1995 г, поскольку из материалов гражданского дела усматривается, что она, работая в названной образовательной организации, выполняла обязанности учителя, за что получала заработную плату.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о незаконности оспоренного решения ОПФР по "адрес" от 16 ноября 2018 г. в части невключения в стаж Алашбаевой следующих периодов ее работы учителем: с 1 октября по 14 декабря 1992 г, с 16 июня по 14 августа 1993 г, с 16 ноября 1993 г. по 31 декабря 1995 г, с 16 июля по 24 августа 2013 г. и с 26 августа 2015 г. по 27 августа 2018 г.
Поскольку в имеющихся в материалах дела доказательствах не нашли своего подтверждения обстоятельства, что в периоды: с 21 сентября 1991 г. по 31 августа 1992 г, с 1 января 1996 г. по 30 ноября 1998 г. и с 1 ноября 2002 г. по 19 сентября 2003 г. истец, работая в средней школе N, выполняла обязанности учителя, то суд обоснованно отказал в удовлетворении искового заявления Алашбаевой в части требований, касающихся этих периодов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно не установилоснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у последней, осуществляющей педагогическую деятельность в учреждениях для детей, необходимого стажа - 25 лет.
Доказательств, которые бы опровергали выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 31 июля 2019 г. по исковому заявлению Алашбаевой Бекзады Сандешовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Шобдировой Г.Ж. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.