Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Романова В.С, судей: Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шиловой Г.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8665/2019 по апелляционной жалобе представителя ответчика - Аймуратова Т.Б. на решение 26 гарнизонного военного суда от 27 августа 2019 г, которым удовлетворено исковое заявление Камалетдиновой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур об обжаловании решений, связанных с отказом в назначении пенсий по потере кормильца.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решениями Государственного учреждения - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) от 19 и 20 июня 2019 г. Камалетдиновой и двум ее несовершеннолетним дочерям ФИО5 "данные изъяты" рождения и "данные изъяты" года рождения отказано в назначении пенсий по случаю потери кормильца ввиду непредставления документа, подтверждающего факт их постоянного проживания в г. Байконур.
Камалетдинова, действуя от своего имени и в интересах своих детей, обратилась в суд с иском к ОПФР по г. Байконур, в котором с учетом уточнения требований просила признать незаконными и отменить указанные решения ОПФР по г. Байконур; обязать ответчика назначить ее несовершеннолетним детям, каждой в отдельности, социальные пенсии по случаю потери кормильца с 01 июня 2019 г, а в отношении себя - страховую пенсию по случаю потери кормильца с даты смерти своего супруга и отца детей, а именно с 25 мая 2019 г.
Решением суда первой инстанции исковое заявление Камалетдиновой удовлетворено. Кроме того, с ответчика в пользу Камалетдиновой взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что ст. 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти" от 23 декабря 1995 года не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку право на пенсионное обеспечение граждан двух стран, а также третьих лиц и лиц без гражданства, проживающих на территории г. Байконур, предметом данного соглашения не является, а ОПФР по г. Байконур к органам исполнительной власти города не относится.
Отмечает, что пенсионные права граждан, проживающих в г. Байконур, регулируются Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур от 27 апреля 1996 года, в соответствии с которым термин "жители города Байконур" означает граждан двух стран, а также третьих лиц и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории г. Байконур.
Суд не учел, что Камалетдинова и ее несовершеннолетние дети, являясь гражданами Республики Казахстан, имеют регистрацию по месту пребывания в г. Байконур, в котором в силу п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 14 Соглашения от 23 декабря 1995 г. установлен особый режим безопасного функционирования, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории.
В связи с этим считает, что постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в г. Байконур является основополагающим юридическим фактом, необходимым для реализации гражданами права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отмечает также, что граждане республики Казахстан могут быть постоянно зарегистрированными на территории другого государства, тем самым имея право на обращение за назначением пенсии на соответствующей территории.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 года) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 года).
Согласно этим международным правовым нормам город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями города Байконур признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконур. Пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы).
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Из ч. 3 ст. 10 и ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следует, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и Основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
В соответствии с действующим законодательством регистрационный учет граждан Республики Казахстан, прибывших для проживания в г. Байконур, производится органом регистрационного учета РФ - отделением по вопросам миграции УМВД России на комплексе "Байконур".
Как видно из материалов дела, гражданка Республики Казахстан Камалетдинова Ирина Юрьевна, начиная с 2011 г. совместно с несовершеннолетними дочерьми - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р, зарегистрированы по месту пребывания и проживают в жилом помещении по договору найма по адресу: "адрес". Нанимателем указанного жилого помещения до момента своей смерти ДД.ММ.ГГГГ являлся супруг истца и отец несовершеннолетних ФИО4.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что местом жительства гражданина является любое жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При таких данных, и учитывая, что единственным препятствием для назначения Камалетдиновой и двум ее дочерям пенсии по случаю потери кормильца явилось то обстоятельство, что она не предоставила документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории г. Байконур, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несмотря на временную регистрацию, истец и ее дочери относятся к числу жителей г. Байконур, а значит вправе претендовать на данный вид пенсии.
Довод апелляционной жалобы о том, что только регистрация по месту жительства в г. Байконур может служить основанием для назначения истцу и ее дочерям спорной пенсии, является несостоятельным, поскольку по смыслу действующего законодательства регистрация, сама по себе, носит лишь административно - уведомительный характер, в связи с чем при определении постоянного места жительства конкретного лица не имеет предопределяющего значения и должна учитываться наряду с другими обстоятельствами.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что истец реализовала свое право на назначение данного вида пенсии на территории другого государства, то ссылка в апелляционной жалобе на наличие у истца такого права не может служить основанием для отказа в установлении пенсии ей как лицу, которое постоянно проживает в г. Байконур и представило документы, необходимые для назначения пенсии.
Доказательств, которые бы опровергали выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 27 августа 2019 г. по исковому заявлению Камалетдиновой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.