Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, с участием секретаря Акулиничева Г.В, административного истца Галлямиева Р.И, его представителя Кондратьева А.В. и представителя административного ответчика - Горелова И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-517/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 8 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N майора Галлямиева Радика Ильясовича об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с прекращением обеспечения денежной компенсацией за наём жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, а также представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Галлямиев с февраля 2010 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N (г. Москва), с сентября 2010 года состоит с составом семьи 2 человека (он и сын) в списке на предоставление служебных жилых помещений.
5 июня 2018 года административным истцом было получено сообщение заместителя начальника 1 отдела "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отделе "Западрегионжилье") от 10 мая 2018 года N 95/741/М о распределении ему с сыном служебного жилого помещения общей площадью 31, 3 кв.м. по адресу: "адрес", от получения которого 6 июля того же года военнослужащий отказался.
В этой связи на основании приказа командира войсковой части 61535 от 27 июля 2018 года N 213 Галлямиеву с 1 июля 2018 года прекращена выплата денежной компенсации за наем жилья.
Будучи неознакомленным с данным приказом, 21 марта 2019 года административный истец обратился по команде с рапортом на имя командира войсковой части N о разъяснении причин прекращения выплаты денежной компенсации за наём жилья.
Получив ответ на своё обращение и не согласившись с позицией командования, 26 апреля 2019 года Галлямиевым был подан ещё один рапорт, в котором военнослужащий изложил своё видение действующего законодательства и просил командование восстановить его нарушенные права.
Не дождавшись ответа на повторное обращение, Галлямиев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным приказ командира войсковой части N от 27 июля 2018 года N 213 в части, касающейся прекращения выплаты ему с 1 июля 2018 года денежной компенсации за наём жилья;
-обязать войсковую часть N выплатить ему денежную компенсацию за наем жилья с 1 июля 2018 года.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Галлямиеву отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что в соответствии с действующим законодательством норма предоставления служебного жилого помещения составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В случае невозможности предоставления военнослужащему такого жилья он может быть обеспечен жилым помещением меньшей площади: служебным жилым помещением, пригодным для временного проживания, жилым помещением маневренного фонда или общежитием, но только при его согласии.
Обращает внимание, что в 2018 году ему с сыном была распределена квартира общей площадью 31, 3 кв.м, то есть меньше положенной нормы предоставления. Своего согласия на обеспечение служебным жилым помещением, пригодным для временного проживания, жилым помещением маневренного фонда или общежитием он не давал.
Считает, что распределённое ему жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, так как не попадает в перечень, определённый статьями 92 - 98 ЖК РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 92, части 1 статьи 105 и части 1 статьи 106 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда помимо служебных жилых помещений относятся служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда и общежития, норма предоставления которых составляет не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека.
Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что выплата военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения осуществляется лишь в случае невозможности обеспечения его жилищным органом по месту прохождения военной службы или в близлежащем населённом пункте каким-либо специализированным жилым помещением из расчёта не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека.
Из содержания пункта 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, следует, что при поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу.
В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены сообщения о предоставлении жилых помещений, согласия с предоставлением жилых помещений в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения указанные служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений.
Согласно пункту 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии сообщения 1 отдела "Западрегионжилье" от 10 мая 2018 года N 95/741/М о предлагаемом жилом помещении служебного фонда, Галлямиеву 5 июня 2018 года на состав семьи 2 человека было распределено специализированное жилое помещение общей площадью 31, 3 кв.м. по адресу: "адрес", от получения которого 6 июля того же года он отказался.
Выпиской из приказа командира войсковой части N от 27 июля 2018 года N 213 подтверждается, что административному истцу с 1 июля 2018 года выплата денежной компенсации за наём жилых помещений прекращена.
Согласно светокопии сообщения 1 отдела "Западрегионжилье" от 29 июля 2019 года за исх. N 1380/ю, жилое помещение служебного жилищного фонда, находящееся по адресу: "адрес", после распределения Галлямиеву числится свободным.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Галлямиеву жилищным органом было предложено специализированное жилое помещение по нормам, предусмотренным действующим законодательством, от получения которого он отказался, данное жилое помещение до настоящего времени кем-либо из военнослужащих не занято, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для обеспечения административного истца денежной компенсацией за наём жилья, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Доводы автора жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства, по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Так как жилое помещение по адресу: "адрес" 65 распределялось административному истцу именно в качестве служебного, то доводы жалобы о том, что оно не относится к специализированному жилищному фонду какого-либо правового значения для рассмотрения дела не имеют. Более того, по сообщению 1 отдела "Западрегионжилье" данное жилое помещение относится к служебному фонду Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 8 августа 2019 года по административному исковому заявлению Галлямиева Радика Ильясовича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.