Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Серазитдинова Э.Т, Манохина В.В, помощника судьи Безносюк М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 27 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N майора Акимова Александра Валерьевича об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Нижний Новгород) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, при увольнении с военной службы в 2006 году Акимов с использованием предоставленной за счет средств Министерства обороны РФ социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС), приобрел в собственность трехкомнатную квартиру, общей площадью "данные изъяты" "данные изъяты" кв.м, расположенную по адресу: "адрес"
В июне 2014 года Акимов вновь поступил на военную службу по контракту.
В декабре 2018 года он обратился к начальнику отделения с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Омске, в чем решением начальника отделения от 20 июня 2019 года N 17-52/19-13 ему было отказано в связи с приобретением в 2006 году жилого помещения с использованием ГЖС.
Полагая свои права нарушенными, Акимов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от 20 июня 2019 года и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Омске.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Акимову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, со ссылкой на п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, Порядок организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам РФ жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 25 января 2016 года N 20, указывает, что действия по сдаче занимаемых жилых помещений совершаются при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Обращает внимание на то, что судом не оценена возможность сдачи им занимаемой квартиры.
Считает, что судом не применены положения абз. 8 ч. 1 ст. 15 Закона.
Приведя положения ст. 51 Жилищного кодекса РФ и разъяснения, содержащиеся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", полагает, что имеет право на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 14 ст. 15 Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 11 и 65 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан - участников основного мероприятия осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают, что если военнослужащий, реализовал свое право на бесплатное обеспечение жилым помещением для постоянного проживания за счет государства с использованием ГЖС, то он не имеет права на повторное предоставление ему жилого помещения в порядке, установленном ст. 15 Закона.
При этом отсутствие у военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, необходимых правовых оснований для получения жилого помещения в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", не ограничивает его в возможности быть обеспеченными жильем, но уже не от военного ведомства, а в общем порядке, определенном Жилищным кодексом РФ.
Правильно установив, что в 2006 году Министерством обороны РФ Акимов и члены его семьи были обеспечены ГЖС, с помощью которого им приобретено жилое помещение по адресу: "адрес", оформленное в том же году в общую долевую собственность, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что административный истец не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания от федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых предусмотрена военная служба и обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
При этом суд первой инстанции правильно учел и позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 15 октября 2018 года N 2515-О, согласно которой, закрепляя требование об однократности обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, федеральный законодатель исходит из того, что предоставление военнослужащему жилого помещения или социальной выплаты для его приобретения осуществляется с учетом количества проживающих совместно с ним членов семьи, что, по существу, означает исполнение принятых на себя государством дополнительных обязательств перед этими лицами, связанных с особым характером военной службы, не препятствующее им в дальнейшем реализовать свое право на жилище в общем порядке согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, При таких данных, вопреки доводам жалобы, обязательство Акимова о сдаче указанного жилого помещения не может быть принято во внимание, поскольку право на обеспечение жильем с использованием ГЖС гарантировано военнослужащему единожды, административным истцом это право было реализовано в 2006 году.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 27 августа 2019 года по административному исковому заявлению Акимова Александра Валерьевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.