Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, с участием помощника судьи Елшиной Е.А, административного истца Ильченко В.А, а также представителей административных ответчиков: Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) - Шиленко В.Н. и Центральной жилищной комиссии Росгвардии Баконина А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Департамента строительства Росгвардии полковника Ильченко Вячеслава Андреевича об оспаривании решения Директора и Центральной жилищной комиссии Росгвардии об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителей административных ответчиков, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ильченко, проходя военную службу по контракту в г. Севастополе, в феврале 2012 года, как увольняемый с военной службы, был обеспечен Министерством обороны Российской Федерации на состав семьи 3 человека (он, супруга и мать) жилым помещением общей площадью 60, 5 кв.м. по избранному постоянному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
В январе 2013 года административный истец вновь поступил на военную службу по контракту, которую стал проходить в г. Москве.
В связи с сокращением занимаемой им воинской должности и предстоящим увольнением с военной службы Ильченко обратился в Центральную жилищную комиссию Росгвардии с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства, совпадающему с местом прохождения им военной службы, в г. Москве, подписав нотариально заверенное обязательство о сдаче занимаемого по договору социального найма жилого помещения в г. Санкт-Петербурге.
Расценив факт предоставления административному истцу в 2012 году квартиры в г. Санкт-Петербурге, как реализацию военнослужащим права на однократное обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, 26 апреля 2019 года Центральной жилищной комиссией Росгвардии принято решение, оформленное протоколом заседания N 4, об отказе в принятии военнослужащего на жилищный учёт. 30 апреля 2019 года распоряжением Росгвардии N 1/324-Р данное решение жилищного органа было утверждено.
Полагая свои права нарушенными, Ильченко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии Росгвардии от 19 апреля 2019 года, оформленное протоколом заседания N 4, об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства, и распоряжение Директора Росгвардии от 30 апреля 2019 года N 1/324-Р, обязав указанных лиц данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учёт.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Ильченко отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что в соответствии с действовавшей на день предоставления ему жилья в городе Санкт-Петербурге редакции пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он имел право на обеспечение жилым помещением по месту прохождения военной службы либо по избранному месту жительства. Вместе с тем, поскольку он являлся военнослужащим воинской части, дислоцировавшейся в г. Севастополе, входящем на тот период времени в состав Республики Украина, то он не мог быть обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Утверждает, что не выбирал в качестве избранного места жительства г. Санкт-Петербург. ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Югрегионжилье") изначально признало его с членами семьи нуждающимся в жилом помещении без определения места обеспечения таковым, а в дальнейшем предоставило его в г. Санкт-Петербурге.
Считает, что правом выбора места жительства при увольнении с военной службы в 2012 году он не воспользовался, в связи с чем до настоящего времени его не утратил.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с действовавшей по состоянию на 2 февраля 2012 года редакцией абзацев 4, 5 и 12 пункта 1, а также пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Схожие положения отражены и в действующей редакции статьи 15 данного Федерального закона.
Согласно пункту 18 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Из изложенного следует, что жилым помещением по избранному постоянному месту жительства военнослужащий может быть обеспечен один раз.
Пунктом 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения.
При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из послужного списка Ильченко, административный истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с августа 1995 года (курсант), с июня 2009 года являлся военнослужащим Черноморского флота Российской Федерации (г. Севастополь). В 2012 году Ильченко был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части.
Светокопией выписки из решения "Югрегионжилье" от 2 февраля 2012 года N 432 подтверждается, что Ильченко на состав семьи 3 человека (он, супруга и мать) предоставлено по договору социального найма жилое помещение общей площадью 60, 5 кв.м. в г. Санкт-Петербурге.
Согласно выписке из протокола заседания Центральной жилищной комиссии Росгвардии от 26 апреля 2019 года N 4, утвержденного распоряжением Росгвардии от 30 апреля 2019 года N 1/324-Р, административному истцу, как ранее обеспеченному жилым помещением по избранному месту жительства, отказано в принятии на жилищный учёт по избранному месту жительства в г. Москве.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Ильченко, увольняясь с военной службы в 2012 году был обеспечен от военного ведомства жилым помещением в ином, отличном от места прохождения военной службы, населённом пункте, а, следовательно, реализовал право на однократное обеспечение жильём по избранному месту жительства, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Утверждение автора жалобы о том, что г. Санкт-Петербург в качестве избранного постоянного места жительства он не выбирал, судебная коллегия считает несостоятельным, так как в 2012 году административный истец не лишен был возможности отказаться от распределенного ему структурным подразделением уполномоченного органа жилого помещения в данном населённом пункте.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 августа 2019 года по административному исковому заявлению Ильченко Вячеслава Андреевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.