Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, с участием помощника судьи Елшиной Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-159/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца - Семкина А.А. на решение Брянского гарнизонного военного суда от 20 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N капитана Гулидова Владислава Сергеевича об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Западрегионжилье") о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Гулидов проходил военную службу с августа 1997 года (курсант) по июнь 2007 года.
В апреле 2008 года административный истец вновь поступил на военную службу по контракту, которую стал проходить в г. Брянске.
В связи с освобождением от занимаемой воинской должности и зачислением в распоряжение должностного лица решением жилищной комиссии военного комиссариата Брянской области от 9 февраля 2009 года, оформленным протоколом заседания N 8, Гулидов составом семьи 1 человек был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Решением этой же жилищной комиссии от 9 октября 2009 года, оформленным протоколом заседания N 25, административный истец признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному после увольнения месту жительства в г. Одинцово Московской области.
В дальнейшем в качестве членов семьи военнослужащего на жилищный учёт были приняты супруга административного истца (брак заключен в 2010 году), а также сыновья 2012 и 2015 года рождения.
4 июня 2018 года на основании волеизъявления Гулидова форма обеспечения его жилым помещением изменена на жилищную субсидию.
Выявив факт регистрации административного истца с супругой и двумя детьми в период с 2007 по 2015 годы в жилом помещении общей площадью 63, 6 кв.м, принадлежащем на праве общей долевой собственности его родителям в г. Брянске, то есть обеспеченность военнослужащего жилым помещением более учётной нормы, установленной в избранном им месте жительства, 4 июля 2019 года заместитель начальника "Западрегионжилье", руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, вынес решение N 03-18/16 о снятии Гулидова с членами семьи с жилищного учёта.
Полагая свои права нарушенными, Гулидов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя руководителя "Западрегионжилье" от 4 июля 2019 года N 03-18/2019 о снятии его с членами семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обязав указанное должностное лицо данное решение отменить.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Гулидову отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор указывает, что в 2018 году форма обеспечения его доверителя жилым помещением была изменена на жилищную субсидию. В каком именно населённом пункте Гулидову необходимо будет приобретать жильё в уведомлении жилищного органа не указано.
Считает, что вывод суда об отсутствии у административного истца права на получение жилищной субсидии в силу обеспеченности его жилым помещением более учётной нормы, установленной в г. Одинцово Московской области, является ошибочным.
Обращает внимание, что в квартире родителей военнослужащего общей площадью 63, 6 кв.м. зарегистрировано и проживает 6 человек (Гулидов с членами семьи, его отец и мать), а, следовательно, на каждого из них приходится по 10, 6 кв.м. общей площади, в то время, как учётная норма в г. Брянске составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Утверждает, что его доверитель планировал приобрести жилое помещение в г. Брянске, в связи с чем 10 июня 2019 года подал на имя командования воинской части рапорт о направлении документов для постановки его на воинский учёт в военный комиссариат Брянской области.
Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством размер предоставляемой жилищной субсидии не зависит от избранного военнослужащим постоянного места жительства.
Полагает, что Гулидов был законно принят на жилищный учёт по месту прохождения военной службы и сохраняет данное право по настоящее время, в связи с чем у жилищного органа не было оснований для снятия его с такового.
Указывает, что административный истец, его супруга и дети собственниками жилого помещения не являются, наделены лишь правом пользования квартирой его родителей, однако по желанию последних могут быть выселены из неё. В суде не установлено, что родители Гулидова вселили сына, невестку и внуков в принадлежащее им жилое помещение именно в качестве членов семьи.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ закреплено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, определено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Из изложенного следует, что одним из условий признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства является обеспеченность его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в избранном месте жительства.
Согласно действовавшему до 6 сентября 2019 года решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 11 февраля 2009 N 2/31 "Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования городского поселения Одинцово" размер учётной нормы в Одинцовском городском округе Московской области составлял 8 кв.м. общей площади жилого помещения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии поквартирной карточки муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" по состоянию на 7 июня 2019 года, Гулидов с 2007 года зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 63, 6 кв.м, принадлежащем на праве собственности его родителям, по адресу: "адрес". В данной квартире помимо административного истца зарегистрированы его супруга, дети и сами родители, в связи с чем на каждого из проживающих приходится 10, 6 кв.м. общей площади жилого помещения.
Гулидов с супругой и детьми вселён к родителям в качестве членов семьи собственника, сведений об обратном в указанной карточке не указано, соответствующие соглашения, определяющие порядок пользования жилым помещением, административным истцом в суд не представлены.
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата Брянской области от 9 октября 2009 года N 25 подтверждается, что Гулидов признан нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г. Одинцово Московской области.
Согласно светокопии решения заместителя начальника "Западрегионжилье" от 4 июля 2019 года N 03-18/16, административный истец с членами семьи, как обеспеченные жилым помещением более учётной нормы, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ сняты с жилищного учёта.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Гулидов обеспечен жилым помещением, в котором на каждого из проживающих приходится более учётной нормы, установленной по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства, то оснований для принятия его на жилищный учёт по избранному месту жительства у жилищной комиссии не имелось.
В этой связи, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Так как жилищная субсидия является лишь одной из форм реализации жилищных прав и предоставляется только военнослужащим, принятым на жилищный учёт в установленном законом порядке, то в отсутствии такого решения факт изменения административным истцом формы жилищного обеспечения, как и факт его обеспеченности жилым помещением менее учётной нормы, установленной по месту прохождения военной службы, не свидетельствуют о законном нахождения Гулидова на жилищном учёте.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 20 августа 2019 года по административному исковому заявлению Гулидова Владислава Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - Семкина А.А. - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.