Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Предметом правового регулирования законопроекта является порядок получения профессионального образования по интегрированной форме. Интегрированная форма - это не только сочетание двух традиционных форм образования (очной и очно-заочной (вечерней)), что допускается действующим федеральным законодательством, но и такое сочетание этих двух форм с трудовой деятельностью обучающегося, во время которой он проходит профессиональную подготовку по получаемой специальности на конкретных рабочих местах и должностях в заинтересованной организации, с которой образовательным учреждением заключен соответствующий договор и утвержден учебный план подготовки сотрудников.
Целесообразность применения и развития интегрированной формы получения образования при сложившемся социально-экономическом положении в стране обосновывается помимо повышения уровня подготовки специалистов, также решением ряда актуальных социальных задач. Так, заметно улучшается материальное положение студентов, но не за счет средств федерального бюджета, а благодаря их оплачиваемой трудовой деятельности, причем строго по получаемой специальности. Это существенно повышает доступность высшего образования для способной молодежи - выходцев из малоимущих семей. Облегчается и трудоустройство по получаемой специальности хорошо проявивших себя выпускников: многие из них продолжают работать в тех же организациях, где проходила их трудовая деятельность во время обучения. Интегрированная форма обучения способствует также восстановлению и росту интеллектуального потенциала организаций, предоставляющим рабочие места обучающимся.
Следует отметить, что в дореформенный период правовые нормы, регламентирующие обучение по интегрированной форме, были отражены в действующем российском законодательстве (система заводов-втузов). И на сегодняшней день эта форма достаточно широко применяется в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Таким образом, законопроект не вводит новую форму обучения, а лишь закрепляет на законодательном уровне сложившуюся систему обучения. Разработка соответствующей правовой базы для нормального функционирования интегрированной формы обучения является неотложной задачей законодателей. Легитимность этой формы обучения должна получить прямое и полное, а не косвенное отражение в действующем законодательстве.
Предлагаемый к рассмотрению Государственной Думе законопроект направлен на устранение возникающих правовых затруднений в практике интегрированной формы обучения, связанных в основном в двойным социальным статусом студента: очника и работника организации.
Депутат Государственной Думы |
В.Г.Драганов |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" потребует внесения изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.93 N 597, а также разработку на уровне федерального органа исполнительной власти в области высшего профессионального образования Типового положения об интегрированной форме обучения в высшем профессиональном образовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.