Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А, судей - Ромасловской И.М. и Ивановой Е.Н, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи - Лещевой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Администрации городского округа Октябрьск Самарской области на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 20 сентября 2019 года, которым постановлено:
"Иск прокурора города Октябрьска в интересах Шварц Г.Б. удовлетворить. Обязать Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области предоставить Шварц Г.Б. жилое помещение, находящимся на территории г.о. Октябрьск Самарской области, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.", Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А, заключение прокурора - Валюткиной С.Ш, полагавшей необходимым решение суда первой инстанции изменить в части определения общей площади представляемого истцу жилого помещения, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Октябрьск Самарской области в интересах Шварц Г.Б. обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения к ответчику - Администрации городского округа Октябрьск Самарской области в обоснование своих требований указав, что постановлением главы города Октябрьска от ДД.ММ.ГГГГ N N на основании личного заявления истец поставлена на учёт для улучшения жилищных условий с составом семьи пять человек, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истец утратила собственное жильё в результате пожара. Как показала проверка до настоящего времени Шварц Г.Б. жилое помещение не предоставлено. В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не принадлежат. Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть представлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди, что подтверждается, в том числе соответствующей судебной практикой. Из вышеизложенного следует, что Администрация г..о. Октябрьск обязана обеспечить истца - Шварц Г.Б. жилым помещение, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
На основании изложенного прокурор просил суд возложить на Администрацию г.о. Октябрьск обязанность обеспечить Шварц Г.Б. жилым помещением, находящимся на территории г.о. Октябрьск, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик Администрация городского округа Октябрьск Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворение исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Октябрьск Самарской области, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению как постановленное с нарушением норм материального права.
В силу п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
На основании ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (п.1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что законодатель не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в соответствующий список.
Кроме того, законодателем не указано на возможность предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Из материалов дела видно, что согласно постановлению Главы города Октябрьска от ДД.ММ.ГГГГ N N истец Шварц Г.Б. с составом семьи 5-ть человек признана нуждающейся и постановлена на учёт для улучшения жилищных условий, поскольку в 2008 году утратила собственное жильё, располагавшееся по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты", в результате пожара.
Из справок ОГПН городских округов Сызрань и Октябрьск, а также муниципальных районов Сызранский и Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что пожар в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", произошел ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шварц Г.Б. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, с составом семьи 5-ть человек в общей очереди за N N, во внеочередной за N N, что следует из извещения Службы по учету и распределению жилья Администрации городского округа Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Также судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального жилищного фонда, однако, до настоящего времени истец жильем не обеспечен.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам в соответствии с п. 1 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, поскольку материалами дела подтверждено, что в результате пожара жилое помещение истца уничтожено, в связи с чем является непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит. Шварц Г.Б. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.
Вместе с тем, при разрешении спора суд пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает основанным на неверном применении норм материального права к отношениям сторон, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с признанием их жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Определением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N376-О-П установлено, что п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Между тем данные положения ст. 89 Жилищного кодекса РФ и правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ при принятии судом первой инстанции оспариваемого решения, учтены не были.
Учитывая, что сгоревшее жилое помещение Шварц Г.Б, располагавшееся по адресу: "адрес", имело общую площадь "данные изъяты", то истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению в части указания площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в установленном порядке жилой дом по адресу: "адрес", непригодным для проживания не признавался, что судом не исследовались обстоятельства, приведшие к уничтожению жилого помещения, наличие договора страхования и получения страховых выплат, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Судебная коллегия учитывает те обстоятельства, что на протяжении более 10 лет межведомственной комиссией обследование жилого дома по адресу: "адрес", на предмет его пригодности/непригодности для проживания не проводилось.
Между тем, на основании постановления Главы города Октябрьска от ДД.ММ.ГГГГ N N Шварц Г.Б. с составом семьи 5-ть человек признана нуждающейся и постановлена на учёт для улучшения жилищных условий, в связи с утратой указанного жилья в результате пожара.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что само по себе отсутствие заключения комиссии о признании жилого помещения, уничтоженного в 2008 году в результате пожара не пригодным для проживания, не подлежащим ремонт и реконструкции, не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку фактическое уничтожение в результате пожара жилого помещения, в котором она проживала с семьей, само по себе свидетельствует о его непригодности для проживания и невозможности его ремонта или реконструкции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся неправильном истолковании закона, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции с учетом вышеуказанных выводов суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Октябрьского городского суда Самарской области от 20 сентября 2019 года - изменить изложив резолютивную часть решения в следующим образом:
"Исковые требования прокурора города Октябрьска Самарской области в интересах Шварц Г.Б. - удовлетворить частично и обязать Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области предоставить Шварц Г.Б. жилое помещение, находящееся на территории г.о. Октябрьск Самарской области, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения.".
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.