Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Клюева С.Б, судей - Вачковой И.Г, Ефремовой Л.Н, при секретаре - Моревой Н.П, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Овчинниковой М.И. в лице представителя Арслановой И.А. (по доверенности) на решение Ленинского районного суда г. Самары от 02 сентября 2019 г, заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г, объяснения представителя Овчинниковой М.И. - Арслановой И.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара - Арчхоева А.С. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинникова М.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что 25 марта 2019 г. она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 107 кв.м, прилегающего к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером N, с адресным ориентиром: "адрес", на котором расположена часть жилого дома N Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 19 апреля 2019 г. NРД-790 в предварительном согласовании представления земельного участка отказано по причине того, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования, в границах красных линий "адрес".
Овчинникова М.И. считает указанное распоряжение незаконным, свои права нарушенными, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в границы домовладения N по "адрес" в соответствии с планом от 1999 г, согласованным Комитетом по земельный ресурсам и землеустройству, что подтверждается заключением кадастрового инженера Емельянова Д.В. Каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется. Кроме того, данный участок, находящийся в красных линиях ранее предоставлен в аренду наследодателю истца Постановлением Главы г.Самары от 30 декабря 1999 г. N964, что также подтверждает факт расположения испрашиваемого участка в границах существующего домовладения, а не в границах территории общего пользования. Полагает, что принимая решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ответчиком не учтена информация о фактических границах домовладения N по "адрес", содержащаяся в топографических материалах, указывающих на сформированное землепользование и отсутствие в границах данного домовладения территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Овчинникова М.И. просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 19 апреля 2019 г. NРД-790 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена", обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Овчинниковой М.И. NСП-9/1452 от 25 марта 2019 г. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 107 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 02 сентября 2019 г. требования Овчинниковой М.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Овчинникова М.И. в лице представителя Арслановой И.А. (по доверенности) просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок не находится в границах общего пользования и в границах красных линий.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Овчинниковой М.И. - Арсланова И.А. (по доверенности) доводы жалобы поддержала.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара Арчхоев А.С. (по доверенности) возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Из материалов дела следует, что Овчиникова М.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на котором расположена часть жилого дома N.
25 марта 2019 г. Овчинникова М.И. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением СП-9/1452 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 107 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду, прилегающего к земельному участку принадлежащему ей на праве собственности.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 19 апреля 2019 г. NРД-790 Овчинниковой М.И. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, со ссылкой на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится на территории общего пользовании, в границах красных линий "адрес".
Разрешая спор и отказывая Овчинниковой М.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 19 апреля 2019 г. NРД-790 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее - Правила), часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования в границах красных линий "адрес".
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N 539.
В силу постановления администрации г.о.Самара от 22 сентября 2014 г. N1441 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о.Самара" улица "адрес" является автомобильной дорогой общего пользования местного значения городского округа Самара.
Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Таким образом, действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования части испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах "адрес", и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.
Предоставление в аренду земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, воспрепятствует реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное ее использование; возможность единоличного использования земельного участка арендатором противоречит правовому режиму территории общего пользования.
С учетом названной нормы установлен императивный запрет на предоставление (в том числе и в аренду) земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования.
Таким образом, предоставление испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования в аренду для садоводства не допускается.
Образование испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о законности распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 19 апреля 2019 г. NРД-790об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 107 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", и обоснованно отказал в удовлетворении требований, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что административным ответчиком не представлены доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, не могут быть приняты во внимание, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.
Как указано выше, расположение испрашиваемого земельного участка в границах красный линий, подтверждено сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
В силу пункта, "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11 ноября 2011 г. NД05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее ? положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
В силу пунктов 1.2, 1.3 указанного Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), автоматизированная ИСОГД - это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.12 положения, внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела 8 ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной Департаментом из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела 8 ИСОГД).
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных административными истцами координат поворотных точек, не имеется.
Ссылки в жалобе на судебную практику, не могут быть приняты во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства конкретного дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств и их оценки применительно к рассматриваемому спору.
В силу положений части 1 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Судебный прецедент по смыслу приведенных положений закона к источникам права не отнесен. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Фактически доводы апелляционной жалобы аналогичны заявленным исковым требованиям и не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения суда либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены постановленного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 02 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчинниковой М.И. в лице представителя Арслановой И.А. (по доверенности)- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.