Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С., при секретаре Слепцовой Е.Д., с участием представителя истцов Левшенкова Е.М., представителя Окружной администрации города Якутска Спиридонова А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов на решение Якутского городского суда РС(Я) от 09 октября 2019 года, которым по делу по административному исковому заявлению Какаулиной Г.В., Какаулина Ю.М. к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, постановлено:
В административном иске Какаулиной Г.В, Какаулина Ю.М. к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения представителя истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Какаулин Ю.М. и Какаулина Г.В. обратились в суд с иском к МКУ "Агентство земельных отношений" Окружной администрации города Якутска Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности на ОА г. Якутска внести изменения в Правила землепользования и застройки в части изменения зоны "П-4" на "Ж-2А"в отношении земельного участка истцов. Иск мотивирован тем, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., с видом разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом. Право собственности зарегистрировано 02 июня 2011 года. Впоследствии истцам стало известно, что Правилами землепользования и застройки территории от 25 декабря 2013 года, Проектом планировки и межевания территории квартала " N... ", утвержденным распоряжением Окружной администрации города Якутска N... от 30.05.2016г, их земельный участок отведен к территориальной зоне "П-4". Истцы 03 июля 2019 года обратились к ответчику об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на что 25 июля 2019 года получили ответ Управления архитектуры и градостроительной политики окружной администрации города Якутска об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка истцов.
Не согласившись с указанным отказом, истцы обратились в суд с настоящим иском и указывают, что оспариваемый отказ является незаконным, поскольку жилой дом и земельный участок были приобретены истцами ранее принятия ОА г. Якутска нормативных актов по установлению территориальных зон, что обязывало ответчика учитывать сложившееся землепользование.
09 октября 2019 года судом постановлено указанное выше решение, на которое представителем административных истцов подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе истцы настаивают на необоснованности и незаконности оспариваемого отказа. Указывают, что при подготовке Правил землепользования и застройки территории границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Считают, что в данном случае ответчик должен был учесть, что истцами земельный участок используется по назначению, что вид разрешенного использования - под индивидуальное жилое строительство был определен до принятия Правил землепользования и застройки ГО "город Якутск", что обязывало ответчика при подготовке Правил учесть данное обстоятельство.
В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы жалобы и пояснил, что обращение в суд с данным иском обусловлено необходимостью внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск", предусмотрев в территориальной зоне "П-4" вид разрешенного использования земельного участка истцов - под индивидуальное жилищное строительство.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя истцов, представителя Окружной администрации города Якутска, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что административные истцы на праве общей совместной собственности владеют земельным участком с кадастровым N.., площадью *** кв.м, с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом, а также расположенным на нем жилым домом общей площадью *** кв.м, по адресу:...
03 июля 2019 года административные истцы обратились в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Якутска в части изменения зоны "П-4", производственной зоны, предназначенной для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов коммунальной инфраструктуры IV-V классов опасности на зону "Ж-2А", предназначенную для индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:...
25 июля 2019 года Управление Архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска решением N... сообщило о невозможности внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов. В качестве основания для отказа указало, что земельный участок с кадастровым N... согласно Генеральному плану городского округа "город Якутск", утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г.Якутска от 16 марта 2005 года ПГС N30-1, находится в функциональной зоне коммунально-складского назначения. Территориальные зоны должны конкретизировать положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом функциональную зону территории. Таким образом, в соответствии с законодательством, территориальные зоны городского округа должны соответствовать генеральным планам городского округа.
Согласно Генеральному плану городского округа "город Якутск", утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г.Якутска от 16 марта 2005 года ПГС N30-1, земельный участок истцов находится в функциональной зоне коммунально-складского назначения.
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки, противоречащих генеральному плану городского округа, является недопустимым.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", а именно в карту градостроительных регламентов территориальных зон, поскольку правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны.
Такие выводы судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Аналогичные положения установлены частями 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных норм земельного и градостроительного законодательства прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таком положении, несоответствие прежнего вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации, не влечет необходимости внесения изменений в градостроительную документацию, поскольку не лишает правообладателя права бессрочно использовать земельный участок в соответствии с прежним видом разрешенного использования.
В связи с указанным довод жалобы о том, что при утверждении градостроительных регламентов ответчик был обязан учесть вид разрешенного использования земельного участка, нельзя признать обоснованным. Он основан на неправильном толковании норм земельного и градостроительного законодательства. Из приведенных выше положений земельного и градостроительного законодательства следует, что градостроительная документация, в частности правила землепользования и застройки муниципального образования должна соответствовать генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны. Внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования, которые приведут к их несоответствию генеральному плану муниципального образования, является недопустимым.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, которые в целом сводятся к повторению позиции истца в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, предусмотренных статьей 310 КАС РФ в качестве безусловных оснований для отмены судебного акта.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС(Я) от 09 октября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Какаулиной Г.В, Какаулина Ю.М. к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.