Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Рогожиной Е.В, Мироновой Н.В.
при секретаре Левиной М.Ю.
с участием прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску публичного акционерного общества "Краснокамский завод металлических сеток" о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 1 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее Постановление N 944-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-и "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 г.
Указанное Постановление N 944-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30 ноября 2017 года, а также в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" - N 48, 4 декабря 2017 года, вступило в силу с 1 января 2018 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённый Постановлением N 944-п, содержит в себе Таблицу 1 - перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень 1).
Под N 1295 в Перечень включено здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес".
Кроме того, Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года N756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление N 756-п) в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона Пермского края N 141-ПК от 13 ноября 2017 года "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края N 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Указанное постановление N 756-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года, а также в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" 3 декабря 2018 года N 47, вступило в силу с 1 января 2019 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый постановлением N756-п, содержит в себе Таблицу 1 - перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень 2). Под N 2660 в Перечень также включено здание с кадастровым номером с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Публичное акционерное общество "Краснокамский завод металлических сеток", являясь собственником вышеуказанного Здания, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия п. 1295 Перечня 1 и п. 2660 Перечня 2.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ и статьи 2 Закона Пермского края N 141-ПК, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит действующим законам, нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 1 октября 2019 года постановлено: административное исковое заявление публичного акционерного общества "Краснокамский завод металлических сеток" удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия п. 1295 таблицы 1 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Признать недействующим со дня принятия п. 2660 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании. Взыскать с Правительства Пермского края в пользу публичного акционерного общества "Краснокамский завод металлических сеток" расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Объект представляет собой административный корпус, площадью 9369, 2 кв. м, следовательно, предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Таким образом, Объект обоснованно признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ, на основании сведений ЕГРН, что является достаточным основанием для включения в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год. Представленные административным истцом технический паспорт объекта по состоянию на 8 июля 2010 года (далее - Техпаспорт Объекта), фотографии Объекта не опровергают доводы административного ответчика. На момент включения в Перечень на 2018 год, Перечень на 2019 год согласно сведениям ЕГРН Объект представлял собой административный корпус (и, соответственно, предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения), на сегодняшний день указанные сведения не изменены. Фотографии не свидетельствуют об использовании Объекта не в целях административного, делового или коммерческого назначения. Административным истцом не доказано, что кабинеты используются не в качестве офисов. При принятии решения суд первой инстанции применил статью 378.2 НК РФ в редакции, утратившей силу, используя формулировки "в соответствии с кадастровыми паспортами объекта", "сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта".
В возражениях участвующий в деле прокурор, административный истец просят оставить решение Пермского краевого суда от 1 октября 2019 года без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит отклонению, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены ст.378.2 НК РФ.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статьи 72 и 76 Конституции РФ).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст.ст.3 и 14 НК РФ).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что постановления, которыми определены оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, приняты в пределах полномочий правительства Пермского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, не предусматривает размещение офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20% общей площади здания в указанных целях в материалах дела не имеется, отнесение такого здания к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), по признакам, установленным положениями статьи 378.2 НК РФ, нельзя признать законным.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Здание с кадастровым номером N, расположено по адресу: "адрес" и находится на земельном участке с кадастровым номером: N, находящимся в собственности ПАО "Краснокамский завод металлических сеток".
Для указанного земельного участка вид разрешенного использования установлен как "для производственных целей", и в период 2017-2018 годов не изменялся.
Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Следовательно, вопрос о включении Здания в Перечни должен был разрешаться с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на назначение Здания - для размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20% общей площади административного здания, о чем указал суд первой инстанции в своем решении.
Так, здание было включено административным ответчиком, в Перечни по основанию, предусмотренному п. п. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в соответствии с предназначением, установленным на основании наименования объекта недвижимости - "административный корпус", осмотр указанного Здания, помещений в нем на предмет их фактического использования при подготовке проекта Перечня уполномоченным органом - Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не проводился.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что по документам технического учета невозможно сделать вывод о предназначении здания как офисного, является верным, основанным на нормах материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела. В материалах дела имеются сведения из Единого государственного реестра недвижимости о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N, является пятиэтажным нежилым зданием административного корпуса площадью 9369, 2 кв. м.
Как следует из описания объекта недвижимости в техническом паспорте, составленном по состоянию на 8 июля 2000 года "данные изъяты"" в Здании имеются помещения следующего назначения: помещение для хранения запасных частей, материалов - 217, 6 кв. м, мастерские - 383, 8 кв. м, помещения ТНП - 465, 7 кв. м, красный уголок - 161, 9 кв. м, бюро пропусков - 16, 3 кв. м, туалеты, умывальные, помещения для приема пищи - 27, 8 кв. м, коридоры, раздевалки -265, 2 кв. м, душевые - 36, 5 кв. м, спортивный зал - 535, 2 кв. м (5, 68%), сауна - 7, 4 кв. м, пост охраны - 17, 8 кв. м, тамбуры, лестничные клетки, производственные помещения - 1335, 5 кв. м, подсобные помещения - 266, 6 кв. м, щитовая, тепловой узел, вентиляционные помещения - 174, 8 кв. м, антресоль - 102, 1 кв. м, зал - 78, 6 кв. м, 4092 кв. м (43, 67%), приемная, холл, кассы.
Данное задание используется собственником - ПАО "Краснокамский завод металлических сеток" в соответствии с назначением, для размещения персонала действующего предприятия, также на первом этаже здания размещен фирменный магазин предприятия, имеющий отдельный вход, отделенный от иной части здания площадью 346, 3 кв. м. (3, 7% от общей площади), все помещения используются только собственником.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административные помещения "кабинеты" в спорном здании не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является, помещения отраженные в экспликации как конторские - предназначены для организации производственной деятельности, размещения сотрудников административного истца. Кроме того, в указанное Здание ограничен доступ посторонних лиц, в связи с производственной деятельностью.
Как следует из материалов административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером N на момент включения в оспариваемый перечень объекта недвижимого имущества не проводилось.
В силу предписания, содержащегося в ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и необходимым для включения данного здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, не представлено; также не содержится их и в апелляционной жалобе.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требовании. Обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, определены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению административного дела, не допущено.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения. Оснований для переоценки указанных в апелляционной жалобе доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылка подателя жалобы на применение судом норм законодательства, которые при рассмотрении дела утратили свою юридическую силу, не влечет отмены решения суда, поскольку это не повлияло на правильность принятого судом решения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции, изложенной в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, основаны на неправильном толковании норм материального права, носят голословный характер и доказательствами не подтверждены. Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в апелляционном порядке, не приведено.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, его выводы не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Пермского краевого суда от 1 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным Главой 35 Кодексом административного судопроизводства РФ, через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.