Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная станция скорой медицинской помощи" Оразова Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 26 апреля 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 июня 2019 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная станция скорой медицинской помощи" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 26 апреля 2019 года государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - учреждение, ГБУЗ "СОССМП") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 13 июня 2019 года постановление судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная станция скорой медицинской помощи" Оразов Г. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГБУЗ "СОССМП" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно примечания к статье 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Частью 11 статьи 19 Закона N99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 соблюдение порядков оказания медицинской помощи является лицензионным требованием, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии.
В силу пункта 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинские организациями.
Согласно пункта 12 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года N 388н в случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме, на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.
В силу пункта 13 указанного Порядка поводами для вызова скорой медицинское помощи в неотложной форме являются: внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни, указанных в пункте 11 Порядка; констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Как усматривается из материалов дела, ГБУЗ "СОССМП" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 26 декабря 2018 года N, выданной Министерством здравоохранения Самарской области.
В период с 04 марта 2019 года по 15 марта 2019 года должностными лицами ТО Росздравнадзора по Самарской области на основании приказа руководителя данного административного органа от 15 февраля 2019 года N N в отношении ГБУЗ "СОССМП" по адресу осуществления медицинской деятельности: "адрес" проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также контроля по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья граждан.
В ходе проверки установлено, что 08 октября 2018 года в 08:38 в оперативный отдел в Новокуйбышевскую подстанцию ГБУЗ "СОССМП" поступил вызов с адреса: "данные изъяты" по поводу 31Б ДТП, (1-2, взрослые) (вызов N).
В дальнейшем в 09 часов 37 минут, 10 часов 15 минут, 10 часов 52 минуты, 10 часов 59 минут, 11 часов 22 минут с того же адреса поступали обращения с целью уточнения приезда бригады СМП ГБУЗ "СОССМП" на место ДТП.
В связи с тем, что расстояние от Новокуйбышевска до села Черноречье составляет 50 км. и ориентировочное время доезда свыше 20 минут, между администрациями ГБУЗ "СОССМП" и ГБУЗ СО "Волжской ЦРБ" состоялся телефонный разговор с просьбой выслать на место ДТП бригаду неотложной помощи из села Черноречье с целью оказания медицинской помощи до приезда бригады СМП ГБУЗ "СОССМП" из Новокуйбышевска.
Согласно письму ГБУЗ "СОССМП" (исх. N от 18 декабря 2018 года) в 08 часов 57 минут на место происшествия прибыла фельдшер неотложной помощи Чернореченского отделения ГБУЗ "Волжская ЦРБ".
Так как бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ "СОССМП" на место ДТП не прибыла, фельдшер ГБУЗ СО "Волжской ЦРБ" повторно связалась с диспетчерской службой, для дальнейшего оказания помощи пострадавшем и транспортировке его в специализированное медицинское учреждения. От диспетчера был получен ответ, что бригада уже выехала, ждите.
Фельдшер ГБУЗ СО "Волжской ЦРБ", через некоторое время, самостоятельно связалась с бригадой скорой помощи, которая должна была прибыть на ДТП. Ответ был, что они выехали, но заблудились.
Фельдшер повторно связалась с старшим врачом скорой помощи, которая ответила, что бригада СМП едет и велела ожидать.
Данные переговоры со скорой помощью длились с 09:20 до 11:05. Фельдшер постоянно просила по телефону ускорить приезд бригады скорой помощи.
Бригада СМП ГБУЗ "СОССМП" так и не прибыла на место ДТП для осуществления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме и оказания медицинской помощи, так как водитель машины СМП не ориентировался в местности.
В итоге пострадавший доставлен в 11 часов 25 минут в приемное отделение ГБУЗ СО "СОКБ им. В.Д. Середавина" санитарной машиной неотложной помощи ГБУЗ СО "Волжской ЦРБ" в сопровождении фельдшера.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 15 марта 2019 года N (л.д.17-21).
20 марта 2019 года заместителем начальника отдела контроля и надзора по оказанию медицинской помощи населению ТО Росздравнадзора по Самарской области в отношении ГБУЗ "СОССМП" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3 - 8).
Невыполнение лицензиатом вышеуказанных требований, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N99-ФЗ, что является грубым нарушением лицензионных требований (пункт 6 Положения).
Фактические обстоятельства дела и вина ГБУЗ "СОССМП" подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N от 20 марта 2019 года, актом проверки N от 15 марта 2019 года; предписанием N от 15 марта 2019 года; картой вызова скорой медицинской помощи; обращением А. Н.В. от 10 января 2019 года, а также иными материалами дела, которым судами дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ГБУЗ "СОССМП" правильно квалифицированы по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения ГБУЗ "СОССМП" к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод заявителя жалобы о пропуске срока привлечения к административной ответственности отклоняется в силу следующего.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае допущенное учреждением нарушение лицензионных требований (неоказание скорой медицинской помощи пострадавшему Г. Б.), предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, является длящимся и выявлено по результатам проверки 15 марта 2019 года.
Исходя из вышеизложенного срок привлечения к административной ответственности следует исчислять с 16 марта 2019 года.
Последним днем истечения срока в данном случае являлось 17 июня 2019 года.
Постановление судьей городского суда вынесено 26 апреля 2019 года, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод заявителя жалобы о том, что суды не применили положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания, отклоняется.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Судами при назначении наказания учтено следующее: характер совершенного административного правонарушения, в частности неоказание скорой медицинской помощи пострадавшему Г. Б. при дорожно-транспортном происшествии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции не установили данных о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением учреждения, в связи с чем не усмотрели оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не содержится таких доводов и в поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суда общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 26 апреля 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 июня 2019 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная станция скорой медицинской помощи" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная станция скорой медицинской помощи" Оразова Г. - без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.