Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района" Игнатьевой Н.Д. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 23 августа 2019 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 октября 2019 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 23 августа 2019 года открытое акционерное общество "ГУК Засвияжского района" (далее - общество, ОАО "ГУК Засвияжского района") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 октября 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района" Игнатьева Н.Д. просит отменить вынесенные по делу судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также Положение о лицензировании), согласно которому деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами подлежит обязательном лицензированию. Указанное положение действует с 01 июля 2014 года.
20 апреля 2015 года ОАО "ГУК Засвияжского района" в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выдана лицензия N от 20 апреля 2015 года на осуществление данного вида деятельности.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N99-Фз) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона N99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения (в ред. от 13 сентября 2018 года) лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
Подпунктом "ж" пункта 4 названных Правил определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения административного производства явилось невыполнение ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" Предписания N от 30.04.2019, выданного главным специалистом-экспертом отдела надзора и лицензионного контроля за учетом, управлением жилищным фондом и раскрытием информации Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Абрамовой Г.В, в срок до 06 июня 2019 года по устранению нарушений лицензионных требований, а именно: не устранено нарушение, выразившееся в одностороннем установлении и увеличении ОАО "ГУК Засвияжского района" собственникам МКД, находящихся в управлении общества размеров платы по строкам "содержание жилья", "текущий ремонт", а также дополнительных оплаты по строкам "ремонтные работы по решению суда и по предписанию ГЖИ", чем нарушены требования подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N1110, пункта 1.4 Договора управления МКД от 01июня 2008 года, части 7 статьи 156, части 4 статьи 158, части 2 статьи 162 ЖК РФ, а также подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением правительства РФ от 15 мая 2013 года N416.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N от 02 июля 2019 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 13 июня 2019 года; актом проверки N от 25 июня 2019 года; предписанием N от 30 апреля 2019 года; планом внешнего управления, разработанным внешним управляющим Гасановой Н.В. и утвержденным собранием кредиторов от 11 января 2019 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности, суды правильно установили фактические обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ОАО "ГУК Засвияжского района" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таком положении обоснованность привлечения ОАО "ГУК Засвияжского района" к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ не вызывает сомнений.
Постановление о назначении ОАО "ГУК Засвияжского района" административного наказания по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 24 статьи 19.5 КоАП РФ с применением положений статей 3.3, 4.1 КоАП РФ менее минимального размера.
Ссылка заявителя жалобы, что решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 сентября 2019 года по делу N об отказе в признании недействительным (незаконным) в том числе предписания Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области N от 30 апреля 2019 года не вступило в законную силу, отклоняется, так как согласно постановлению Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2019 года по делу N решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 сентября 2019 года оставлено без изменения.
Следовательно, предписание Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области N от 30 апреля 2019 года признано законным.
Обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 23 августа 2019 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 октября 2019 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района" Игнатьевой Н.Д. - без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного
суда общей юрисдикции В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.