Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Ляпина Н.А, Матыциной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чахмахчева ФИО1, Мусиной ФИО2 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июля 2019 года по административному делу N 2а-3136/2019 по административному исковому заявлению Чахмахчева ФИО1, Мусиной ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан об оспаривании доначисления налога и возложении обязанности о его уплате.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, объяснения представителя административных истцов Чахмахчева Р.С, Мусиной А.Я. по доверенности Фарутдинова А.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан по доверенности Маусовой О.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чахмахчев Р.С, Мусина А.Я. (далее - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС N 12 по Республике Татарстан) об оспаривании доначисления налога и возложении обязанности о его уплате.
В обоснование административные истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежат тринадцать земельных участков, расположенных на территории Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N данные земельные участки были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых.
Постановлением исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N был согласован перевод этих же участков в категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
За период, когда земельные участки относились к категории "земли промышленности", административные истцы использовали их как земли сельскохозяйственного назначения для возделывания сельскохозяйственных культур и выпаса скота, промышленных объектов на них не размещали, производственную деятельность не вели.
В декабре 2018 года Межрайонной ИФНС N 12 по Республике Татарстан произведено доначисление земельного налога по ставке 1, 5%, в адрес административных истцов направлены налоговые уведомления и требования об уплате налоговой недоимки, в связи с чем Чахмахчев Р.С, Мусина А.Я, выражая несогласие с доначислением, неоднократно обращались в налоговые органы с жалобами, в удовлетворении которых было отказано.
Вахитовский районный суд города Казани решением от 18 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июля 2019 года, отказал в удовлетворении указанного административного искового заявления.
В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административные истцы просят отменить названные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, вынести по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы указано, что несмотря на отнесение земельных участков в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к категории земель промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых, фактически они по целевому назначению не использовались. Участки использовались исключительно как земли сельскохозяйственного назначения с целью возделывания сельскохозяйственных культур и выпаса скота.
По мнению подателей жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание положения статей 387-388, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым для применения налоговой ставки земельного налога имеет правовое значение характер фактического использования земельного участка.
Административные истцы полагают, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления земельного налога по ставке 1, 5 % за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что для оценки размера подлежащей применению налоговой ставки при расчете налога первостепенное значение имеет отнесение земель по видам разрешённого использования к определенной категории.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административных истцов Чахмахчева Р.С, Мусиной А.Я. -Фарутдинова А.М, представителя Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан Маусовой О.Н, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные "адрес".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N вышеуказанные земельные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых.
Постановлением исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N согласован перевод данных земельных участков в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В период с 2015 года по 2017 год Межрайонной ИФНС N 12 по Республике Татарстан на указанные земельные участки произведен расчет земельного налога по ставке 0, 3% как для земель сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС N 12 по Республике Татарстан произведен перерасчет земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков исходя из налоговой ставки 1, 5%.
В адрес Чахмахчева Р.С. направлены: налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N и требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогично в адрес Мусиной А.Я. направлены: налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N и требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
На основании пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база для исчисления земельного налога определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (пункт 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0, 3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно решению Ахметовского сельского поселения Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N "О земельном налоге" в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, ставка налога установлена - 0, 3%, в отношении прочих земельных участков - 1, 5%.
В силу положений пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Межрайонная ИФНС N 12 по Республике Татарстан на законных основаниях произвела перерасчет земельного налога и привела в соответствие с видом разрешенного использования налоговую ставку для исчисления земельного налога.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве общей долевой собственности, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относились к категории земель промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых.
Вышеозначенные выводы, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Довод кассационной жалобы о формальном отнесении земельных участков в период с 2010 года по 2018 год к категории земель промышленности при том, что фактически они использовались как земли сельскохозяйственного назначения, отвергается судом исходя из того, что фактическое использование земельных участков в иных целях, не соотносящихся с их категорией, установленной нормативно-правовым актом, не может влиять на изменение налоговой ставки, поскольку это прямо противоречит требованиям закона.
Означенный довод был предметом исследования суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы Чахмахчева Р.С, Мусиной А.Я. и получил надлежащую оценку.
Довод кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанции игнорированы требования статей 387-388, 394 Налогового кодекса Российской Федерации о применении налоговой ставки земельного налога исходя из характера фактического использования земельного участка, не принимается судом кассационной инстанции как основанный на ошибочном толковании материального закона.
В остальной части доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанции, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно, по мотивам, приведенным в обжалуемом апелляционном определении, признаны несостоятельными.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июля 2019 года по административному делу N 2а-3136/2019 по административному исковому заявлению Чахмахчева ФИО1, Мусиной ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан об оспаривании доначисления налога и возложении обязанности о его уплате оставить без изменения, кассационную жалобу административных истцов Чахмахчева Р.С, Мусиной А.Я - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.